Действующий

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Образование в Российской Федерации рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.


Разработка Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы (далее - Концепция) вызвана необходимостью обеспечения прав детей с ОВЗ и (или) инвалидностью на качественное образование, что рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Присоединившись к основным международным договорам ООН в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка), наша страна в целом и все ее субъекты взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью.


Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан. Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех участников образовательных отношений, выработки единой научно-методологической и методической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования.


Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан, позволяет выстроить систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем развития системы образования.


Концепция предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, возложение новых организационно-методических функций на государственные и муниципальные образовательные организации в Республике Башкортостан, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.


Концепция не предполагает реорганизации на территории Республики Башкортостан государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Государственные образовательные организации, реализующие исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, наравне с другими образовательными организациями участвуют в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ОВЗ.


Развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан базируется на следующих концептуальных идеях:


1) организация инклюзивного образования позволяет повысить показатели доступности и качества получения лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью дошкольного, общего и профессионального образования:


2) в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, необходимо создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;


3) увеличение числа инклюзивных образовательных организаций в республике не означает сокращения сети коррекционных общеобразовательных организаций и ухудшения в них условий, создаваемых для различных категорий детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;


4) инклюзивное образование развивается на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.


Имеющиеся в Республике Башкортостан предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости принятия Концепции.