В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ягафарова Ф.М.
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2020 - 2025 ГОДЫ
Образование в Российской Федерации рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Разработка Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы (далее - Концепция) вызвана необходимостью обеспечения прав детей с ОВЗ и (или) инвалидностью на качественное образование, что рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Присоединившись к основным международным договорам ООН в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка), наша страна в целом и все ее субъекты взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан. Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех участников образовательных отношений, выработки единой научно-методологической и методической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан, позволяет выстроить систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем развития системы образования.
Концепция предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, возложение новых организационно-методических функций на государственные и муниципальные образовательные организации в Республике Башкортостан, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Концепция не предполагает реорганизации на территории Республики Башкортостан государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Государственные образовательные организации, реализующие исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, наравне с другими образовательными организациями участвуют в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан базируется на следующих концептуальных идеях:
1) организация инклюзивного образования позволяет повысить показатели доступности и качества получения лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью дошкольного, общего и профессионального образования:
2) в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, необходимо создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
3) увеличение числа инклюзивных образовательных организаций в республике не означает сокращения сети коррекционных общеобразовательных организаций и ухудшения в них условий, создаваемых для различных категорий детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
4) инклюзивное образование развивается на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.
Имеющиеся в Республике Башкортостан предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости принятия Концепции.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
адаптивная образовательная среда - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. Адаптивная среда является необходимым условием организации успешного воспитания и обучения в условиях организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального образования и позволяет обеспечить полноценную инклюзию (включение) обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в образовательную среду;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
адаптированная основная общеобразовательная программа - общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
доступность (безбарьерность) - совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
особые образовательные потребности - потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
психолого-педагогическая реабилитация - меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации;
психолого-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
ранняя помощь - семейно ориентированная поддержка детей раннего возраста, включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи;
реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью;
сетевая форма реализации образовательных программ - система связи, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
служба психолого-педагогического сопровождения - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, а также оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом;
специальные условия - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;
универсальный дизайн - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
Цели Концепции:
создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью путем внедрения инклюзивной формы образования, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;
определение приоритетов государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора.
Задачи Концепции:
совершенствование нормативного, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом региональных особенностей;
развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ и (или) инвалидностью для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;
развитие региональной сети социальных и образовательных учреждений, деятельность которых основывается на принципах инклюзивного образования;
создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования (дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование);