Туризм - это отрасль мировой экономики, 9,8% от мирового валового внутреннего продукта составляют доходы от туризма.
Туризм является одним из главных источников доходов для большинства стран мира (один из 5 основных источников дохода для 83% государств, главный источник дохода для 38% государств). Туризм лидирует среди всех отраслей экономики по количеству образуемых рабочих мест. В ряде стран мира туризм в ближайшие десятилетия будет продолжать оставаться самым крупным источником рабочих мест. В 1998 году в сфере туризма было занято 115 млн. человек, а к 2020 году предполагается рост этого показателя до 550 миллионов. На данный момент общемировая статистика такова, что один человек из одиннадцати трудоустроен в туриндустрии.
В 2015 году международный турпоток составил 1,2 млрд. туристов. По прогнозным оценкам, к 2030 году этот показатель составит 2 млрд. человек.
Во многих странах туризм развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, поскольку:
увеличивает доходную часть бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми или непрямыми (как например, увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, что платится ими в бюджет);
создает новые рабочие места;
развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;
стимулирует развитие социальной и производственной инфраструктуры;
способствует сохранению и популяризации памятников истории и культуры, малых исторических городов и исторических поселений федерального значения, достопримечательных мест;
способствует возрождению и развитию массового краеведческого движения, а также деятельности по историческому просвещению граждан;
обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций.
Туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт - это так называемая комплексная услуга, или тур, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, лечебно-оздоровительных и других услуг, предоставляемых организациями. Именно по средней стоимости тура Россия находится на первом месте. У конкурентов стоимость заметно выше, что делает Россию привлекательной дестинацией среди туристов.
Привлекательность предлагаемого туристического продукта в России постоянно растет. Развитие сферы туризма становится одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации.