Одной из основных задач Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан является осуществление функций федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем применения в лесном законодательстве административно-правовых методов. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) является одной из важных функций государственного управления и одновременно способом обеспечения законности, строгого соблюдения и исполнения норм права участниками лесных отношений.
Основными направлениями деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в целях повышения качества федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются:
повышение уровня обеспечения охраны лесов от нарушений лесного законодательства, в том числе нелегальных лесозаготовок;
создание условий для безопасного и рационального лесопользования;
минимизация ущерба, причиненного в результате лесных пожаров, вредителями, болезнями леса;
постепенное увеличение численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
создание условий для эффективной борьбы с нелегальными рубками и другими лесонарушениями на основе системы учета и контроля заготовленной, приобретенной и переработанной древесины;
совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения лесного законодательства.
В целях совершенствования федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) должностные лица уполномоченного органа государственного управления лесами наделяются полномочиями по федеральному государственному лесному надзору (лесной охраны), обеспечиваются в соответствии с законодательством служебным оружием, формой и государственной защитой, необходимыми для осуществления возложенных функций и реализации национальной лесной политики.
Дальнейшее совершенствование осуществления государственных функций в области лесных отношений предполагает:
повышение правового статуса лесов как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают;
совершенствование системы государственного управления лесами и лесным хозяйством;
определение форм собственности на городские леса;
уточнение порядка отнесения лесов к защитным и соответствующим категориям защитных лесов;