Леса, являясь объектом хозяйственной эксплуатации, создают основу существования лесного хозяйства и лесной промышленности.
В Республике Татарстан приняты Лесной план Республики Татарстан, определяющий стратегическое развитие лесной отрасли до 2028 года. Строительство лесных дорог относится к одной из основных проблем лесной отрасли. Экономически доступного леса, стоимость реализации древесины которого покрывает не только расходы на ее заготовку, но и приносит прибыль, становится меньше. И если раньше низкие темпы развития лесной дорожной инфраструктуры можно было оправдать, в том числе отсутствием передовой техники, позволяющей оптимизировать финансовые и временные затраты, то сегодня этот довод уже не звучит убедительно.
Лесное хозяйство как самостоятельная отрасль включает в себя четыре подотрасли:
лесозаготовительную;
деревообрабатывающую;
целлюлозно-бумажную;
лесохимическую.
Интенсивное ведение лесного хозяйства предполагает ежегодную заготовку в пределах какой-либо административной или хозяйственной единицы (область, муниципальный район, лесничество, арендный участок) такого количества древесины, которое равно ежегодному ее приросту на этой же территории.
К основным факторам, сдерживающим развитие лесной промышленности, наряду с такими факторами, как слабый технический уровень производства, низкий объем инвестиций в основной капитал, относится недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия.
Российское дорожное хозяйство состоит из следующих видов дорог:
дороги, находящиеся в федеральной собственности и финансируемые из федерального бюджета;
территориальная дорожная сеть, находящаяся в региональной собственности и финансируемая из региональных бюджетов;
местные дороги, строительство и содержание которых финансируется из муниципальных бюджетов и за счет субсидий из региональных бюджетов;
ведомственные и частные дороги (например, лесовозные, находящиеся на балансе лесопромышленных предприятий).