Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 миллиардов тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Объем образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в населенных пунктах Российской Федерации составляет 150 млн куб. м (30 млн тонн) в год. Основная часть ТКО складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, установила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 N 84-р, направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
В настоящее время деятельность в области обращения с отходами на территории Курской области сопровождается значительными потерями ресурсов и увеличением степени загрязнения окружающей среды. Подавляющая часть твердых коммунальных отходов направляется на захоронение.
На территориях большинства муниципальных образований имеются несанкционированные и стихийные свалки, представляющие существенную опасность для населения и окружающей среды.
Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых коммунальных отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке задачи одним из важнейших элементов территориальной схемы является организация системы накопления, сбора и извлечения утильных фракций отходов при обработке (сортировке).
Таким образом, территориальная схема обращения с отходами на территории Курской области должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.