Проблемы рационального использования водных ресурсов на территории Свердловской области концентрируются вокруг крупных промышленных и логистических региональных узлов. Неэффективное водопотребление зафиксировано в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городском округе Первоуральск, городском округе Ревда.
В части вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС по причине имеющегося неудовлетворительного технического состояния, следует выделить городской округ Нижняя Салда, город Нижний Тагил, Белоярский городской округ.
В отношении негативного воздействия вод необходимо проводить работы по оптимизации пропускной способности участков русел рек в Байкаловском муниципальном районе и Артемовском городском округе.
Мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды Свердловской области, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с экологически неблагополучной обстановкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях: Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, город Каменск-Уральский, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, Кировградский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, Полевской городской округ, Режевской городской округ, городской округ Рефтинский.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N ПР-2563 по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта "Форум действий" 22 ноября 2016 года в Свердловской области была начата работа по формированию лесопарковых зеленых поясов вокруг населенных пунктов (далее - зеленый пояс).
Одной из основных задач зеленых поясов является противостояние техногенному воздействию крупных промышленных центров и поддержание экологического баланса Свердловской области. В 2017 году проведено предварительное изучение потребности городов Свердловской области в создании зеленых поясов, и приоритет в этом вопросе был отдан 14 муниципальным образованиям с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, на территориях которых расположены предприятия крупные источники загрязнения окружающей среды. Проведен анализ обеспеченности муниципальных образований территориями, не вовлеченными в хозяйственный оборот, на которых осуществляется охрана природных комплексов и их компонентов, ООПТ.
В результате проведенного анализа получены следующие данные: 6 муниципальных образований имеют высокий индекс заповедности, достаточный для поддержания экологического баланса муниципального образования, 8 - индекс заповедности ниже, чем средний по Свердловской области (6,69%), в том числе 3 муниципальных образования имеют нулевой показатель индекса заповедности (городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск и городской округ Рефтинский).
Начиная с 2017 года ведется работа по созданию зеленых поясов, с 2018 года - установление их границ и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В 2018 году были установлены границы зеленых поясов вокруг городов Верхняя Пышма и Екатеринбург (общая площадь зеленых поясов составила 18500 га). Также ведется работа по созданию зеленых поясов вокруг 3 населенных пунктов, расположенных на территориях Полевского городского округа, городского округа Рефтинский и городского округа Сухой Лог.
Геологоразведочные работы по обоснованию новых питьевых подземных источников, защищенных от загрязнения, планируется провести для ряда крупных городов, водоснабжение которых осуществляется за счет поверхностных вод. В первую очередь это города Нижний Тагил, Екатеринбург, Качканар, Верхняя Салда (карта месторождений подземных вод на территории Свердловской области представлена в приложении N 5 к Стратегии).
Геологоразведочные работы на ОПИ проводятся преимущественно в пределах горноскладчатого Урала, юго-западной части Свердловской области, вблизи крупных населенных пунктов, для обеспечения нужд строительства и реконструкции планируется в дальнейшем разработка ОПИ.