ИТОГОВЫЙ SWOT-АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Номер строки | Показатели SWOT-анализа | |
1 | 2 | 3 |
1. | S (сильные стороны) | W (слабые стороны) |
2. | Существующий потенциал научных организаций для оказания помощи в решении проблем водопользования; наличие общественных организаций, добровольно помогающих в решении экологических проблем; наличие материального ресурса для решения задач в области охраны водных объектов; положительная государственная политика в области охраны водных объектов; высокая обеспеченность разведанными запасами основных видов ОПИ, отсутствие дефицита ОПИ в Свердловской области; выгодное географическое положение Свердловской области для развития минерально-сырьевой базы: отсутствие некоторых видов ОПИ в соседних регионах, хорошая транспортная доступность; большое количество накопленных отходов прежней добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, из которых возможно производить строительный щебень, строительный песок, использовать данные техногенные месторождения в качестве грунтов для отсыпки; высокая обеспеченность разведанными запасами подземных вод; эффективное управление минерально-сырьевым комплексом, рациональное недропользование; проводимая государственная политика в области охраны окружающей среды; устойчивые тенденции экономического роста Свердловской области как одно из главных условий решения экологических проблем; | Низкая доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении их пропускной способности; неудовлетворительное состояние большинства очистных сооружений; низкое качество и высокий износ водоподготовительных систем в городских округах, удаленных от административного центра Свердловской области; незначительное количество частных инвестиций, направляемых на улучшение ситуации, связанной с водным хозяйством, в том числе очисткой стоков от сбросов в водные объекты; высокая антропогенная нагрузка на водные объекты в старопромышленных районах Свердловской области; отсутствие защищенных источников водоснабжения, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения (отсутствие зон санитарной охраны); низкая востребованность значительной части разведанных запасов месторождений ОПИ и подземных вод нераспределенного фонда недр; наличие диспропорций между географо-экономическим размещением сырьевой базы и потребителями минерального сырья; высокая антропогенная нагрузка на различные сферы природной среды в таких центрах старопромышленных районов Свердловской области, как города Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский и другие; отсутствие защищенных питьевых подземных источников в ряде городов и поселков Свердловской области; |
выявление и объективная оценка приоритетных экологических проблем; созданная региональная система экологического мониторинга; созданная областная сеть ООПТ; разнообразие ландшафтов, позволяющих создавать рекреационно-оздоровительные зоны и кластеры; использование экономических механизмов как действенного рычага в повышении эффективности природоохранных мероприятий (заключение соглашений о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды между Правительством Свердловской области и предприятиями - крупными источниками загрязнения окружающей среды); наличие системы информирования населения о состоянии окружающей среды Свердловской области посредством издания и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды на территории Свердловской области, а также средств массовой информации (далее - СМИ) | очень сложные геолого-гидрогеологические условия при изыскании новых подземных источников, особенно в горноскладчатой части Урала; недостаточное использование потенциала разведанных месторождений подземных вод; отсутствие зон санитарной охраны на многих подземных источниках питьевого водоснабжения; отсутствие или несовершенство систем водоподготовки питьевых источников при использовании некондиционных подземных вод, особенно в восточных районах Свердловской области; отсутствие экономической заинтересованности предприятий в проведении природоохранных мероприятий; слабость систем ограничений для природопользователей (нормирование, сертификация, стандартизация, аудит и иное); слабое техническое оснащение системы охраны окружающей среды; ограниченность финансовых ресурсов для развития природоохранной сферы и недостаточное финансирование природоохранных мероприятий; низкая заработная плата сотрудников природоохранных учреждений; отсутствие инфраструктуры для проведения научно-исследовательских работ в сфере практической охраны окружающей среды и природопользования; слабое использование результатов научно-исследовательских работ в управлении природоохранной деятельностью и ресурсосбережением; недостаточное участие общественности в принятии решений природоохранного характера; ярко выраженная сезонность активного рекреационного использования ООПТ | |
3. | O (возможности) | T (угрозы) |
4. | Информирование населения Свердловской области через СМИ (в печатном и электронном виде) об уровнях рек, угрозах подтоплений, запасах вод, основных вопросах водоснабжения; расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов; возможность использования федеральных и региональных ресурсов, направленных на решение проблемы приведения ГТС в безопасное техническое состояние; сокращение водопользования, что достигается путем создания замкнутых систем охлаждения, увеличения доли повторного использования воды и оборотных систем водоснабжения; строительство и модернизация очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку и сброс сточных вод в водные объекты Свердловской области; комплексное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, надзорных органов и частных хозяйствующих субъектов в сфере снижения экологической нагрузки на водные объекты Свердловской области; использование подземных вод для обеспечения населения питьевой водой и создания на их основе резервных источников водоснабжения поселений; организация и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; закрепление на местности зон с особыми условиями использования, в том числе водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; | Недостаточное количество достоверной информации о состоянии водных объектов на территории Свердловской области в связи с утратой разветвленной сети государственного мониторинга гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов водных объектов Свердловской области; наличие значительной доли ГТС на территории Свердловской области, имеющих неудовлетворительный и опасный уровень безопасности; низкая заинтересованность водопользователей по решению экологических проблем, связанная с необходимостью изыскания дополнительных инвестиционных средств; низкая социальная активность в области охраны водных объектов; истощение природных ресурсов, в том числе из-за неэффективного использования и хищнического природопользования; самовольная добыча ОПИ и подземных вод; негативное воздействие на окружающую среду, техногенное преобразование ландшафта, развитие экзогенных геологических процессов, загрязнение окружающей среды; низкая доля использования подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения Свердловской области; активное хозяйственное использование водосборных площадей месторождений подземных вод, особенно не введенных в эксплуатацию; накопленный ущерб окружающей среде, нанесенный в предшествующие годы, высокая концентрация источников потенциального экологического риска на ограниченных территориях; |
внедрение стимулирующих экономических механизмов для водопользователя с целью внедрения наилучших доступных технологий; дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы ОПИ и подземных вод; переработка имеющихся сырьевых ресурсов ОПИ и большого количества техногенных отходов, новые виды использования ресурсов ОПИ, рост спроса на ОПИ; приоритет в использовании подземных вод в сравнении с поверхностными водами; постоянное увеличение спроса на подземные питьевые источники; использование подземных источников в случае чрезвычайных ситуаций; усиление значимости экологических интересов экономического развития; внедрение идей устойчивого развития; созданная региональная система экологического мониторинга; расширение областной сети ООПТ; повышение уровня рекреационной обустроенности ООПТ в целях развития экологического туризма; постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области в части правового обеспечения природоохранной сферы | высокий риск аварийных ситуаций из-за изношенности основных фондов; синергический эффект взаимодействия загрязняющих веществ в природной среде; ослабление в 2000-е годы государственной экологической политики и, соответственно, методов управления экологической сферой; отсутствие эффективных стимулов проведения природоохранных мероприятий у хозяйствующих субъектов; невысокий уровень информированности населения о состоянии окружающей среды |
Итоговый SWOT-анализ оценки природопользования и экологической безопасности позволяет сделать стратегические выводы, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед Министерством, и найти пути их решения.