Действующий

Об утверждении Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года



Таблица 8



ИТОГОВЫЙ SWOT-АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Номер строки

Показатели SWOT-анализа

1

2

3

1.

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

2.

Существующий потенциал научных организаций для оказания помощи в решении проблем водопользования;

наличие общественных организаций, добровольно помогающих в решении экологических проблем;

наличие материального ресурса для решения задач в области охраны водных объектов;

положительная государственная политика в области охраны водных объектов;

высокая обеспеченность разведанными запасами основных видов ОПИ, отсутствие дефицита ОПИ в Свердловской области;

выгодное географическое положение Свердловской области для развития минерально-сырьевой базы: отсутствие некоторых видов ОПИ в соседних регионах, хорошая транспортная доступность;

большое количество накопленных отходов прежней добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, из которых возможно производить строительный щебень, строительный песок, использовать данные техногенные месторождения в качестве грунтов для отсыпки;

высокая обеспеченность разведанными запасами подземных вод;

эффективное управление минерально-сырьевым комплексом, рациональное недропользование;

проводимая государственная политика в области охраны окружающей среды;

устойчивые тенденции экономического роста Свердловской области как одно из главных условий решения экологических проблем;

Низкая доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении их пропускной способности;

неудовлетворительное состояние большинства очистных сооружений;

низкое качество и высокий износ водоподготовительных систем в городских округах, удаленных от административного центра Свердловской области;

незначительное количество частных инвестиций, направляемых на улучшение ситуации, связанной с водным хозяйством, в том числе очисткой стоков от сбросов в водные объекты;

высокая антропогенная нагрузка на водные объекты в старопромышленных районах Свердловской области;

отсутствие защищенных источников водоснабжения, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения (отсутствие зон санитарной охраны);

низкая востребованность значительной части разведанных запасов месторождений ОПИ и подземных вод нераспределенного фонда недр;

наличие диспропорций между географо-экономическим размещением сырьевой базы и потребителями минерального сырья;

высокая антропогенная нагрузка на различные сферы природной среды в таких центрах старопромышленных районов Свердловской области, как города Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский и другие;

отсутствие защищенных питьевых подземных источников в ряде городов и поселков Свердловской области;

выявление и объективная оценка приоритетных экологических проблем;

созданная региональная система экологического мониторинга;

созданная областная сеть ООПТ;

разнообразие ландшафтов, позволяющих создавать рекреационно-оздоровительные зоны и кластеры;

использование экономических механизмов как действенного рычага в повышении эффективности природоохранных мероприятий (заключение соглашений о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды между Правительством Свердловской области и предприятиями - крупными источниками загрязнения окружающей среды);

наличие системы информирования населения о состоянии окружающей среды Свердловской области посредством издания и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды на территории Свердловской области, а также средств массовой информации (далее - СМИ)

очень сложные геолого-гидрогеологические условия при изыскании новых подземных источников, особенно в горноскладчатой части Урала;

недостаточное использование потенциала разведанных месторождений подземных вод;

отсутствие зон санитарной охраны на многих подземных источниках питьевого водоснабжения;

отсутствие или несовершенство систем водоподготовки питьевых источников при использовании некондиционных подземных вод, особенно в восточных районах Свердловской области;

отсутствие экономической заинтересованности предприятий в проведении природоохранных мероприятий;

слабость систем ограничений для природопользователей (нормирование, сертификация, стандартизация, аудит и иное);

слабое техническое оснащение системы охраны окружающей среды;

ограниченность финансовых ресурсов для развития природоохранной сферы и недостаточное финансирование природоохранных мероприятий;

низкая заработная плата сотрудников природоохранных учреждений;

отсутствие инфраструктуры для проведения научно-исследовательских работ в сфере практической охраны окружающей среды и природопользования;

слабое использование результатов научно-исследовательских работ в управлении природоохранной деятельностью и ресурсосбережением;

недостаточное участие общественности в принятии решений природоохранного характера;

ярко выраженная сезонность активного рекреационного использования ООПТ

3.

O (возможности)

T (угрозы)

4.

Информирование населения Свердловской области через СМИ (в печатном и электронном виде) об уровнях рек, угрозах подтоплений, запасах вод, основных вопросах водоснабжения;

расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов;

возможность использования федеральных и региональных ресурсов, направленных на решение проблемы приведения ГТС в безопасное техническое состояние;

сокращение водопользования, что достигается путем создания замкнутых систем охлаждения, увеличения доли повторного использования воды и оборотных систем водоснабжения;

строительство и модернизация очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку и сброс сточных вод в водные объекты Свердловской области;

комплексное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, надзорных органов и частных хозяйствующих субъектов в сфере снижения экологической нагрузки на водные объекты Свердловской области;

использование подземных вод для обеспечения населения питьевой водой и создания на их основе резервных источников водоснабжения поселений;

организация и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

закрепление на местности зон с особыми условиями использования, в том числе водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

Недостаточное количество достоверной информации о состоянии водных объектов на территории Свердловской области в связи с утратой разветвленной сети государственного мониторинга гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов водных объектов Свердловской области;

наличие значительной доли ГТС на территории Свердловской области, имеющих неудовлетворительный и опасный уровень безопасности;

низкая заинтересованность водопользователей по решению экологических проблем, связанная с необходимостью изыскания дополнительных инвестиционных средств;

низкая социальная активность в области охраны водных объектов;

истощение природных ресурсов, в том числе из-за неэффективного использования и хищнического природопользования;

самовольная добыча ОПИ и подземных вод;

негативное воздействие на окружающую среду, техногенное преобразование ландшафта, развитие экзогенных геологических процессов, загрязнение окружающей среды;

низкая доля использования подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения Свердловской области;

активное хозяйственное использование водосборных площадей месторождений подземных вод, особенно не введенных в эксплуатацию;

накопленный ущерб окружающей среде, нанесенный в предшествующие годы, высокая концентрация источников потенциального экологического риска на ограниченных территориях;

внедрение стимулирующих экономических механизмов для водопользователя с целью внедрения наилучших доступных технологий;

дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы ОПИ и подземных вод;

переработка имеющихся сырьевых ресурсов ОПИ и большого количества техногенных отходов, новые виды использования ресурсов ОПИ, рост спроса на ОПИ;

приоритет в использовании подземных вод в сравнении с поверхностными водами;

постоянное увеличение спроса на подземные питьевые источники;

использование подземных источников в случае чрезвычайных ситуаций;

усиление значимости экологических интересов экономического развития; внедрение идей устойчивого развития;

созданная региональная система экологического мониторинга; расширение областной сети ООПТ;

повышение уровня рекреационной обустроенности ООПТ в целях развития экологического туризма;

постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области в части правового обеспечения природоохранной сферы

высокий риск аварийных ситуаций из-за изношенности основных фондов;

синергический эффект взаимодействия загрязняющих веществ в природной среде;

ослабление в 2000-е годы государственной экологической политики и, соответственно, методов управления экологической сферой;

отсутствие эффективных стимулов проведения природоохранных мероприятий у хозяйствующих субъектов;

невысокий уровень информированности населения о состоянии окружающей среды


Итоговый SWOT-анализ оценки природопользования и экологической безопасности позволяет сделать стратегические выводы, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед Министерством, и найти пути их решения.