Исследование текущего состояния лесной отрасли и оценка ее ресурсного потенциала позволило выявить и систематизировать следующие риски и проблемы, сдерживающие устойчивое развитие лесного комплекса Красноярского края и требующие решения в следующем десятилетии:
1. Недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов.
Территориальные особенности Красноярского края, заключающиеся в значительной протяженности и площади, оказывают негативное влияние на систему охраны лесов, а низкая транспортная доступность высоколесистых северных территорий и резко континентальный климат с продолжительными периодами сухой погоды определяют региональную специфику развития пожарной ситуации в лесах. Разобщенность лесопожарных сил привела к устойчивой тенденции увеличения повреждений лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров.
Периодические крупномасштабные вспышки массового размножения вредителей, происходящие в крае, наиболее опасным из которых является сибирский шелкопряд, приводят к негативным последствиям в области защиты лесов. Сохраняется высокий уровень совершения лесопользователями неправомерных действий и нарушений норм лесного законодательства при заготовке древесины. В 2018 году по отношению к 2017 году наблюдается рост величин показателей, характеризующих ситуацию с незаконной рубкой лесных насаждений на территории региона.
В связи с увеличением в Красноярском крае в 2018 году численности государственных лесных инспекторов и повышения выявляемости неправомерных действий в сфере лесного хозяйства количество установленных нарушений лесного законодательства увеличилось на 18% (с 3086 до 3767).
Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство.
2. Недостаточная эффективность лесовосстановления и лесоустройства, не обеспечивающая темпы воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, достаточные при текущем уровне лесопользования, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой. Основными факторами, сдерживающими рост объемов лесовосстановления, являются: давность лесоустройства, недостаточность финансирования мероприятий, отсутствие развитой сети дорог, несовершенство федерального законодательства. Отсутствие актуальных материалов лесоустройства, несоблюдение агротехники выращивания созданных лесных культур отмечается высокой гибелью в период до перевода в покрытую лесом площадь.
При этом арендаторы лесных участков недостаточно заинтересованы в воспроизводстве лесов, эффективном использовании лесосеки и развитии лесной инфраструктуры.
3. Несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов.
Существует необходимость совершенствования лесного законодательства и системы управления отраслью. В частности, повышение культуры лесопользования, развитие и контроль соблюдения экологических стандартов ведения хозяйства, внесение изменений в отдельные нормы предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах (в том числе непубличных). Кроме того, нормативная база не содержит достаточных стимулов для бизнеса, направленных на повышение привлекательности капиталовложений.
4. Недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения.
5. Высокий уровень задолженности организаций лесного комплекса Красноярского края по оплате за аренду лесных участков.
Низкая эффективность исполнительных и конкурсных производств, отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности злостных неплательщиков по арендной плате; отсутствие на законодательном уровне ограничений по участию в аукционах по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков "недобросовестных плательщиков" и по приостановке использования лесного участка арендатором-должником до момента погашения задолженности по плате за использование лесов приводит к снижению неналоговых бюджетных поступлений. По состоянию на 01.01.2020 задолженность по плате за использование лесов составила 1,7 млрд рублей (1 млрд рублей в федеральный бюджет, 0,7 млрд рублей в краевой бюджет).
6. Дефицит бюджетного финансирования.