МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 26 мая 2020 года N 22-П


О внесении изменений в приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29.08.2012 N 3318



Приказываю:


1. Внести в приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29.08.2012 N 3318 "Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами" (в редакции от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, от 16.09.2016 N 1515, от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П) следующие изменения:


абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:


"3. Отделу охраны прав детства Министерства образования и науки Алтайского края (Румянцева Н.Л.):";


в пункте 5 слова "Дюбенкову М.В." заменить словами "Терновую Л.С.";


в Программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной указанным приказом (далее - "Программа"):


в разделе I Программы:


абзац одиннадцатый заменить абзацами следующего содержания:


"Общая трудоемкость программы подготовки для очной формы составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, включая итоговую аттестацию.


Общая трудоемкость программы подготовки для очно-заочной формы составляет не менее 30 академических часов, из них 70% академических часов практических занятий, включая итоговую аттестацию. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.";


разделы II и III Программы изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу;


в разделе IV Программы:


слова "(Приложение 1 к программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом образования и молодежной политики Алтайского края от 29 августа 2012 г. N 3318)" заменить словами ", перечень вопросов которого утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края";


слова "Министерством образования и науки Российской Федерации" заменить словами "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".


2. Настоящий приказ подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Министр
М.А.КОСТЕНКО



Приложение
к Приказу
Министерства образования
и науки Алтайского края
от 26 мая 2020 г. N 22-П



II. Учебно-тематический план

N п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

практические занятия: лекции, дискуссии, игры, тренинги

самостоятельная работа

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители

3

2

1

структурированное интервью, анкетирование

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

4

4

эссе

3.

Этапы развития ребенка

6

5

1

решение ситуационных задач

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6

4

2

контрольная работа

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

4

2

контрольная работа

6.

Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи

6

4

2

контрольная работа

7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

5

3

2

решение ситуационных задач

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

2

2

решение ситуационных задач

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

решение ситуационных задач

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

4

3

1

творческая работа

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5

4

1

контрольная работа

12.

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители

2

2

тестирование

Итого

56

40

16


Учебно-тематический план по очно-заочной форме составляется самостоятельно органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, или образовательной и медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой переданы по договору полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, с учетом требований к общей трудоемкости программы подготовки для очно-заочной формы.



III. Содержание программы по разделам



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ


Теоретические вопросы:


Содержание, цели и этапы проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.


Задачи подготовки замещающих родителей, а также формирования их воспитательных компетенций и родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.


Охрана прав и здоровья детей, создание безопасной среды для их успешной социализации, образования и развития.


Эмоциональный комфорт и настроение всех членов семьи в процессе ожидания приемного ребенка.


Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной замещающей семьей.


Формы профессиональной помощи замещающим семьям в Алтайском крае, их поддержки и сопровождения.


Практические вопросы:


Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью. Выяснение ожиданий, мотивов, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью лиц, выразивших желание стать опекунами. Выявление ресурсов и ограничений семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).


Мозговой штурм "Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?".


Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.


Дискуссия "Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение" (депривации, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с биологической семьей).



Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ


Практические вопросы:


Мотивационный тренинг:


Упражнения на знакомство и презентация каждого участника. Групповое обсуждение по теме "Основные потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация)".


Социальные нормы и правила поведения приемных детей и замещающих родителей. Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми.


Особенности формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических и бытовых навыков.


Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможностей компенсации недостающих компетенций.


Эссе на тему "Что для меня материнство (отцовство)".



Раздел 3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:


Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка на основе периодизации психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).


Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста. Комплексная диагностика и оценка резервов потенциальных возможностей детей. Системный анализ личностных особенностей ребенка, определение динамики его индивидуального развития.


Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников (восприятие, внимание, память, мышление, речь).


Формирование готовности к обучению в школе. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»