Приказываю:
1. Внести в приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29.08.2012 N 3318 "Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами" (в редакции от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, от 16.09.2016 N 1515, от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П) следующие изменения:
абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3. Отделу охраны прав детства Министерства образования и науки Алтайского края (Румянцева Н.Л.):";
в пункте 5 слова "Дюбенкову М.В." заменить словами "Терновую Л.С.";
в Программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной указанным приказом (далее - "Программа"):
в разделе I Программы:
абзац одиннадцатый заменить абзацами следующего содержания:
"Общая трудоемкость программы подготовки для очной формы составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, включая итоговую аттестацию.
Общая трудоемкость программы подготовки для очно-заочной формы составляет не менее 30 академических часов, из них 70% академических часов практических занятий, включая итоговую аттестацию. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.";
разделы II и III Программы изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу;
в разделе IV Программы:
слова "(Приложение 1 к программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом образования и молодежной политики Алтайского края от 29 августа 2012 г. N 3318)" заменить словами ", перечень вопросов которого утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края";
слова "Министерством образования и науки Российской Федерации" заменить словами "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
2. Настоящий приказ подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Министр
М.А.КОСТЕНКО
N п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
практические занятия: лекции, дискуссии, игры, тренинги | самостоятельная работа | ||||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители | 3 | 2 | 1 | структурированное интервью, анкетирование |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей | 4 | 4 | эссе | |
3. | Этапы развития ребенка | 6 | 5 | 1 | решение ситуационных задач |
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 6 | 4 | 2 | контрольная работа |
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 6 | 4 | 2 | контрольная работа |
6. | Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи | 6 | 4 | 2 | контрольная работа |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 5 | 3 | 2 | решение ситуационных задач |
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 4 | 2 | 2 | решение ситуационных задач |
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 3 | 1 | 2 | решение ситуационных задач |
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 4 | 3 | 1 | творческая работа |
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 5 | 4 | 1 | контрольная работа |
12. | Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | 2 | ||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители | 2 | 2 | тестирование | |
Итого | 56 | 40 | 16 |
Учебно-тематический план по очно-заочной форме составляется самостоятельно органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, или образовательной и медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой переданы по договору полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, с учетом требований к общей трудоемкости программы подготовки для очно-заочной формы.
Теоретические вопросы:
Содержание, цели и этапы проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Задачи подготовки замещающих родителей, а также формирования их воспитательных компетенций и родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Охрана прав и здоровья детей, создание безопасной среды для их успешной социализации, образования и развития.
Эмоциональный комфорт и настроение всех членов семьи в процессе ожидания приемного ребенка.
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Формы профессиональной помощи замещающим семьям в Алтайском крае, их поддержки и сопровождения.
Практические вопросы:
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью. Выяснение ожиданий, мотивов, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью лиц, выразивших желание стать опекунами. Выявление ресурсов и ограничений семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Мозговой штурм "Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?".
Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
Дискуссия "Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение" (депривации, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с биологической семьей).
Практические вопросы:
Мотивационный тренинг:
Упражнения на знакомство и презентация каждого участника. Групповое обсуждение по теме "Основные потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация)".
Социальные нормы и правила поведения приемных детей и замещающих родителей. Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Особенности формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических и бытовых навыков.
Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможностей компенсации недостающих компетенций.
Эссе на тему "Что для меня материнство (отцовство)".
Теоретические вопросы:
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка на основе периодизации психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста. Комплексная диагностика и оценка резервов потенциальных возможностей детей. Системный анализ личностных особенностей ребенка, определение динамики его индивидуального развития.
Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
Формирование готовности к обучению в школе. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.