Для нужд энергоисточников АО "Сахаэнерго" в арктической зоне республики ежегодно необходим завоз топливно-энергетических ресурсов, в том числе:
- дизельного топлива до 60 тыс. тонн,
- угля до 20 тыс. тонн,
- нефти до 0,2 тыс. тонн.
В период навигации ресурсы доставляются до опорных пунктов (нефтебазы АО "Саханефтегазсбыт" и др., угольные склады) для хранения до открытия автозимников.
В период функционирования автозимников ресурсы с опорных нефтебаз доставляются автомобильным транспортом до конечных пунктов назначения.
Основными проблемами топливоснабжения арктических районов республики являются климатические особенности региона и сложная транспортная доступность из-за отдаленности населенных пунктов.
Систематически нестабильная гидрологическая обстановка, связанная с изменениями уровня воды на устьях реки Яна, приводит к возникновению затруднительного положения по доставке грузов до опорных пунктов в период навигации, которая обусловлена нехваткой объемов работ по дноуглублению на труднопроходимых участках реки.
В связи с дефицитом специальной дорожной техники появляются проблемы по содержанию автодорог, обеспечивающих прохождение большегрузной техники. Возникают сложные ситуации по доставке грузов в период автозимника, а также из-за возможных неблагоприятных погодных условий могут значительно сократиться сроки автозимников, что влияет на доставку грузов в полном объеме.
Таким образом, учитывая ограниченные сроки функционирования навигации (май - сентябрь), автозимника (январь - март), в случае несвоевременного открытия речной/морской обстановки, открытия проезда по дорогам существуют риски недоставки грузов до пунктов. Для минимизации данных рисков необходимо обеспечение своевременного открытия речной/морской обстановки и открытия проезда для грузового транспорта.