Улично-дорожная сеть (УДС) городов в Белгородской области, как правило, представляет собой исторический центр города с плотной застройкой, переходящий в разветвленную сеть улиц и дорог, ограниченных улицами и естественными преградами (реки, железные дороги и другие). Дополнительно в городах чаще всего присутствуют объездные магистрали доступа к удаленным концам города без заезда в центр.
Затруднения в движении транспорта обычно возникают в историческом центре и при въезде и выезде в утренние часы, при движении в центральную часть города. Вместе с тем в вечернее время возникают затруднения в движении в центральной части города, а также в УДС, прилегающей к местам массового притяжения (торгово-развлекательные центры и другие), и в так называемых "спальных районах".
Пропускная способность УДС в центральной части города не соответствует существующей интенсивности движения, что является причиной возникновения затруднений в движении транспортных средств. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, возникновении аварий и дорожно-транспортных происшествий интенсивность движения снижается.
Одной из причин возникновения указанных ситуаций на дорогах, помимо внешних факторов, является несогласованная работа светофорных объектов на прилегающей к магистралям территории.
Задержки в движении наземного общественного пассажирского транспорта возникают по тем же причинам.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машино-мест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, отсутствие должного контроля за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городах.
Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходима реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей в наиболее насыщенных городских зонах в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат и времени.
В целом ряде случаев как в международной, так и в отечественной практике проблема перегруженности городских дорог решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.
Концепция создания ИТС является необходимым базовым документом для выработки решений о подготовке и порядке реализации комплекса мероприятий по ее созданию и дальнейшему развитию.