В настоящее время на ПС Иркутская находится в эксплуатации три типа групп однофазных автотрансформаторов 500 кВ:
- АТ-8 - 3х АОДЦТН-267000-500/220-У1;
- АТ-9 - 3х АОДЦТГ-250000-500;
- АТ-10 - 3х АОРТДЦТН-250000-500/220-УХЛ1.
Группа автотрансформаторов АТ-8 обновилась в период 1991 года. Группа АТ-10 была заменена на новые автотрансформаторы в период 2011 - 2014 годов. При замене АТ, в связи с отсутствием РПН и ПБВ на оставшихся в работе АТ, не предусматривалась возможность использования РПН для регулировки напряжения. Фактически управление РПН выполнено от кнопки местного управления шкафа РПН АТ.
Группа автотрансформаторов АТ-9 была укомплектована из оставшихся самых лучших по характеристикам автотрансформаторов (в том числе демонтированных с АТ-8, АТ-10). Последняя замена была произведена в 2008 году, когда АТ фазы "С" был забракован по результатам хромотографического анализа масла и заменен на резервный оставшийся после замены АТ-8.
На сегодняшний день группа автотрансформаторов АТ-9 укомплектована:
- АТ-9 фаза "А", АТ зав. N 36938, 1962 года изготовления, в 1963 году введен в эксплуатацию, (54 года эксплуатации) изготовлен согласно специальным техническим условиям СТУ 72-30090 в соответствии с требованиями разделов II и V ГОСТ 401-41, устройство РПН и ПБВ отсутствуют. Последний капитальный ремонт проводился в 1998 году. Начиная с 2005 года периодически в период летних температурных максимумов, происходит превышение концентрации в масле газов СО и СО2, что свидетельствует о старении изоляции, с целью снижения концентрации принимаются меры по поддержанию температурных режимов масла в пределах 30 - 350, что не всегда удается выполнить в период максимумов нагрузки и при ремонтных схемах.
- АТ-9 фаза "В", АТ зав. N 36937, 1962 года изготовления, в 1963 году введен в эксплуатацию (54 года эксплуатации), изготовлен согласно специальным техническим условиям СТУ 72-30090 в соответствии с требованиями разделов II и V ГОСТ 401-41, устройство РПН и ПБВ отсутствуют. Последний капитальный ремонт проводился в 1981 году. Начиная с 2000 года периодически происходит превышение концентрации в масле газов СО2, а с 2005 года также наблюдается превышение концентрации в масле газов СО, что свидетельствует о перегревах твердой изоляции и ускоренном старении изоляции АТ, с целью снижения концентрации принимаются меры по поддержанию температурных режимов масла в пределах 30 - 350, что не всегда удается выполнить в период максимумов нагрузки и при ремонтных схемах.
- АТ-9 фаза "С", АТ заводской N 36939, 1963 года изготовления, в 1963 году введен в эксплуатацию (54 года эксплуатации), изготовлен согласно специальным техническим условиям СТУ 72-30090 в соответствии с требованиями разделов II и V ГОСТ 401-41, устройство РПН и ПБВ отсутствуют. Последний капитальный ремонт проводился в 2005 году. После проведенного капитального ремонта (до ремонта наблюдалось превышение концентрации в масле газов СО2) и поддержанию по возможности температурных режимов масла в пределах 30 - 350, замечаний по работе АТ на данный момент нет.
На основании вышеизложенного и в соответствии с РД 34.46.501. "Инструкции по эксплуатации трансформаторов" не допускается перегрузка АТ-9. В нормальной схеме АТ-9, АТ-8 и АТ-10 на ПС 500 кВ Иркутская работают параллельно. В связи с отсутствием РПН и ПБВ на АТ-9, недопустимо использование существующих РПН и ПБВ на АТ-8 и АТ-10 для регулировки напряжения на шинах 220 кВ. Для повышения надежной работы ПС 500 кВ Иркутская и возможности задействования РПН для регулировки напряжения на шинах 220 кВ ПС 500 кВ Иркутская в автоматическом режиме, что требуют "Правила технологического функционирования электроэнергетических систем", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года N 937, необходимо выполнить замену АТ-9 и создание системы автоматики управления РПН АТ-8,9,10.