С 2017 года в России стала активно формироваться и реализовываться политика перехода к цифровой экономике. Была разработана и утверждена Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержден Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В Указе предельно концентрированно определены приоритеты по цифровому преобразованию экономики страны, включая конкретно и отрасли энергетики.
В целях цифровой трансформации отраслей ТЭК, создания условий для внедрения в них цифровых технологий, с учетом приоритетов, обозначенных Президентом Российской Федерации, и положений утвержденной в 2017 году национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минэнерго России при активном участии компаний ТЭК сформирован ведомственный проект "Цифровая энергетика".
Проект Минэнерго направлен на преобразование энергетической инфраструктуры Российской Федерации посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, для повышения ее эффективности и безопасности.
В рамках реализации проекта сформировано целевое видение цифровизации, а также базовые требования и критерии к внедряемым решениям, что позволит состыковать их в доверенной цифровой среде. Для достижения ключевой задачи по цифровой трансформации энергетики проектом до 2024 года предусмотрен ряд мероприятий по четырем направлениям.
Ключевым из них является общее для всех отраслей ТЭК направление по созданию условий для разработки и развития цифровых сервисов и решений. В его рамках предполагается выстроить систему управления, координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России, и, прежде всего, обеспечения цифровизации государственного управления и контрольно-надзорной деятельности в отраслях ТЭК. Это позволит сделать взаимодействие государства, компаний ТЭК и потребителей максимально удобным и защищенным.
В рамках электроэнергетики, такая модель управления помогает упростить взаимодействие с информационными системами органов исполнительной власти, АО "СО ЕЭС", АО "АТС" и другими субъектами энергетики (генерация, территориальные сетевые компании, энергосбытовые компании, потребители) в рамках единой цифровой среды.
В целях обеспечения единой позиции по вопросам цифрового развития отраслей ТЭК в 2019 году начато формирование системы координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России. Ее ключевым элементом является, сформированный под председательством Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака, совет по цифровой трансформации отраслей ТЭК. Также ведущими компаниями ТЭК при участии Минэнерго России созданы центры компетенций в электроэнергетике, нефтегазовой отрасли и угольной промышленности. Их основные задачи - определение направлений и приоритетных технологий для отраслей ТЭК, нормативных и технологических барьеров для их внедрения, а также разработка "дорожных карт" цифрового развития отраслей ТЭК.
Определение консолидированного видения целевого состояния отраслей ТЭК в процессе цифровой трансформации предусмотрено в рамках Концепции цифровой трансформации ТЭК на среднесрочный (2024 год) и долгосрочный период (2035 год) - ключевого документа цифрового развития отраслей ТЭК, разработка которого осуществлялась Минэнерго России в 2019 году. Документ содержит различные сценарии и прогнозы развития цифровых технологий в ТЭК и приоритетные направления цифровой трансформации, а также закладывает основу для формирования единого информационно-технологического пространства ТЭК.
В России единая энергосистема пока не нуждается в глобальной трансформации, однако растущая неэффективность электроэнергетики становится сдерживающим фактором для развития экономики. Частью цифровой экономики станет цифровая энергетика.
"Цифровая энергетика" - понятие сложное. Даже внутри Минэнерго России есть разные мнения о том, как его понимать.
Накопленная неэффективность ЕЭС приводит к тому, что конечная цена для промышленных потребителей, в сопоставимых условиях, находится на уровне многих западных стран. Сказываются такие факторы, как особенности государственного регулирования, многочисленные "добавки" к цене мощности на оптовом рынке, низкая плотность потребления электроэнергии, значительный объем резервных мощностей, социально ориентированная политика, высокая стоимость капитала и строительства, низкая производительность труда.
Растущая неэффективность российского электроэнергетического сектора, приводящая к повышению тарифов и цен на электроэнергию для потребителей, - ключевой вызов для отрасли. Она способна с большой вероятностью стать сдерживающим фактором для развития экономики, существенная часть которой основана на энергоемком производстве.
Основные изменения затронут инфраструктуру распределительных сетей 110 кВ и ниже. Структурные и технологические особенности построения энергосистем будут основаны на интернет-технологиях.
Основная цель проекта "Цифровая трансформация электроэнергетики России" - повышение надежности и эффективности функционирования Единой энергосистемы России "путем внедрения риск-ориентированного управления на базе цифровых технологий, и в первую очередь технологий промышленного Интернета".