SWOT АНАЛИЗ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Железнодорожный транспорт | |
S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Выгодное транспортно-географическое положение в европейской части России; Развитие железнодорожной инфраструктуры за счет инвестиционных программ ОАО "РЖД"; Наличие обособленной инфраструктуры, что влияет на своевременное предоставление услуг; Разгрузка автодорог от крупнотоннажных грузовиков | W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Недостаточное финансирование проектов развития транспортной инфраструктуры; Затруднения доставки услуг "от двери до двери"; Низкая рентабельность пригородных пассажирских перевозок |
O ВОЗМОЖНОСТИ Повышение качества транспортного обслуживания населения на пригородных железнодорожных маршрутах; Доступность инфраструктуры железнодорожного сообщения; Усиление агломерационных связей; Развитие пригородной маршрутной сети с учетом потребности населения; Повышение мер безопасности пригородных перевозок; Увеличение спроса на услуги железнодорожного транспорта | T УГРОЗЫ Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики; Падение спроса на железнодорожные перевозки; Недофинансирование из бюджета Республики Татарстан на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан; Удорожание арендных ставок на инфраструктуру и подвижной состав; Наличие конкуренции автомобильных перевозок; Нехватка квалифицированных сотрудников, работающих в транспортной отрасли |
Автомобильный транспорт | |
S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Обновление парка подвижного состава | W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. В части касающейся приобретения техники, работающей на газомоторном топливе, - отсутствие разветвленной сети заправочных станций. Существующая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций находится на значительном удалении от автотранспортных предприятий, в результате чего увеличиваются затраты предприятий, что в свою очередь создает неблагоприятные условия для эксплуатации автомобилей и ведет к снижению динамики приобретения автотранспортной техники, работающей на КПГ в целом |
O ВОЗМОЖНОСТИ 1. Повышение норм безопасности пригородных и междугородних перевозок; 2. Обеспечение транспортной доступности и антитеррористической безопасности населения; 3. Повышение мобильности населения | T УГРОЗЫ Изменения требований законодательства в области регулярных пригородных и междугородних перевозок; Нехватка квалифицированных сотрудников, работающих в транспортной отрасли; Повышение уровня автомобилизации населения |
Воздушный транспорт | |
S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокая скорость доставки пассажиров и грузов воздушным транспортом; 2. Международный аэропорт "Казань" - развитая транспортная инфраструктура, значительные резервы пропускной способности аэродрома и аэровокзала; 3. Наличие крупного инвестиционного проекта в федеральной целевой программе - реализация инвестпроекта по реконструкции аэропортового комплекса "Бегишево"; 4. Наличие региональной авиакомпании, осуществляющей региональные авиаперевозки; 5. Наличие динамично развивающихся предприятий деловой авиации; 6. Участие Республики Татарстан в реализации федеральных программ субсидирования авиаперевозок из аэропортов РТ (выделение средств из бюджета РТ) | W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокая себестоимость перевозок воздушным транспортом; 2. Зависимость воздушного транспорта от погодных условий; 3. Неразвитость грузовых авиаперевозок, отсутствие крупных логистических операторов, отсутствие необходимой инфраструктуры, ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяют формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов |
O ВОЗМОЖНОСТИ 1. Реконструкция и развитие аэродромов и аэропортовых комплексов, модернизация аэронавигационной системы; 2. Расширение географии полетов, развитие маршрутной сети, привлечение новых авиакомпаний; 3. Развитие хабовых технологий и совершенствование технологий обслуживания пассажиров; 4. Снижение расходов на аренду аэродрома; 5. Формирование или привлечение грузового оператора; 6. Дальнейшее участие в реализации федеральных программ субсидирования авиаперевозок из аэропортов РТ (выделение средств из бюджета РТ); 7. Привлечение туристического потока на нерегулярные и регулярные авиаперевозки на международных воздушных линиях | T УГРОЗЫ 1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики; 2. Снижение курса рубля и реальных доходов населения; 3. Падение спроса на нерегулярные и регулярные авиаперевозки на международных воздушных линиях; 4. Банкротство авиаперевозчиков |
Водный транспорт | |
S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Выгодное транспортно-географическое положение в европейской части России, наличие судоходных путей главных европейских рек России - Волги и Камы, обеспечение водной связи с северо-западными, южными и северо-восточными промышленными регионами; 2. Уникальное туристическое значение; 3. Ежегодное выделение из бюджета Республики Татарстан субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также средств на проведение путевых работ на судоходных трассах местного значения, в том числе работ по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования на территории Республики Татарстан; 4. Наличие на территории Республики Татарстан судостроительно-судоремонтных заводов; 5. Наличие крупного инвестиционного проекта - реализация Свияжского мультимодального логистического центра | W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Сезонность работы, природно-климатические условия; 2. Снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей, недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации из средств федерального бюджета, наличие инфраструктурных ограничений - лимитирующих участков; 3. Изношенность основных фондов, высокий износ речного транспортного флота; 4. Отсутствие у судоходных компаний достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов; 5. Снижение доходов предприятий внутреннего водного транспорта из-за сокращения объема перевозок; 6. Рост цен на горюче-смазочные материалы |
O ВОЗМОЖНОСТИ 1. Переход на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей по нормативам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, устранение участков, лимитирующих пропускную способность; 2. Создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных на внутренний водный транспорт, развитие портовой инфраструктуры и создание транспортно-логистических комплексов; 3. Разработка на федеральном уровне программы и механизма обновления речного транспортного флота; 4. Развитие береговой инфраструктуры для обслуживания пассажиров; 5. Совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых пригородных перевозок; 6. Установление ставки налога на добавленную стоимость для услуг по перевозке пассажиров в размере 0 процентов; 7. Увеличение спроса на услуги внутреннего водного транспорта | T УГРОЗЫ 1. Снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей, роста цен на топливо, оттока квалифицированных кадров из отрасли; 2. Недофинансирование из бюджета Республики Татарстан на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также средств на проведение путевых работ на судоходных трассах местного значения, в том числе работ по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования на территории Республики Татарстан; 3. Недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации из средств федерального бюджета; 4. Отсутствие государственной поддержки по обновлению транспортного флота, снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов; 5. Падение спроса на перевозки; 6. Ухудшение финансового положения предприятий внутреннего водного транспорта вплоть до банкротства |