В более отдаленной перспективе необходимы меры для дальнейшего расширения влияния Волго-Камского метрополиса путем строительства скоростных транспортных связей агломераций Татарстана с окружающими крупными центрами развития, транспортное сообщение с которыми сегодня недостаточно развито.
Для Татарстана как глобально конкурентоспособного региона необходим устойчивый каркас, включающий скоростные связи и достаточное количество мостовых переходов. Наличие всего трех мостов через крупнейшие реки России в регионе недостаточно для пространственной устойчивости территории.
Активные преобразования в связности территории Татарстана предполагают проектирование и строительство следующих проектов.
1. Строительство скоростной автомобильной дороги "Москва - Нижний Новгород - Казань", входящей в состав международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" с мостовым переходом через реку Волга. Необходимость данного моста обусловлена активными агломерационными процессами, происходящими в городе Казани и прилегающих муниципальных районах. Появление городов-спутников Иннополиса на правом берегу реки Волги и СМАРТ Сити вблизи аэропорта города Казани, усиление роли международного аэропорта города Казани с перспективой перерастания его в хаб определяют первоочередные мероприятия по строительству второго моста через Волгу на территории Казанской агломерации. Реализация данного проекта позволит более активно развиваться Верхнеуслонскому и Лаишевскому районам, обеспечит приток инвестиций на правый берег, значительно снимет транзитную нагрузку через центр Казани.
2. Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны с мостовым переходом через реку Каму. Появление этого моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС.
5.3. Стратегические приоритеты транспортно-коммуникационного развитии агломераций Республики Татарстан
Казанская агломерация
Казанская агломерация - моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского муниципальных районов, а также город Волжск (Республика Марий Эл), находящиеся в пределах часовой транспортной доступности от центрального коммуникационного ядра Казани. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения - 177 чел./га.
Основные проблемы агломерации связаны с диспропорциями в транспортно-коммуникационном развитии:
- пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами - участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;
- слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через реку Волгу;
- изношенность и предельные нагрузки существующих объектов транспортной инфраструктуры.
Основные направления преобразований в транспортно-коммуникационной сфере в Казанской агломерации:
формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей,
строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани,