КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2020 года N 371


О внесении изменения в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2012 N 878 "Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2012 N 878 "Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.05.2013 N 320), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 20 октября 2012 г. N 878
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 8 мая 2020 г. N 371)



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ



I. Цели и задачи курса


Цели курса: социально-психолого-педагогическая подготовка граждан к осуществлению функции родителя, законного представителя, формирование осознанного решения о принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; снижение риска отказов от воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье.


Задачи курса:


оказание помощи в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями, а также в осознании собственной психологической готовности к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей;


оказание помощи при проведении оценки ресурсов семейной системы перед принятием ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;


обеспечение освоения навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;


обучение граждан умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми, оставшимися без попечения родителей;


создание условий для получения и усвоения информации и формирования единого пространства между обучающимися в ходе занятий;


информирование граждан о службах по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, сопровождающих их адаптацию в семьях.



II. Формы организации занятий


Обучение проводится в очной или очно-заочной форме, а также с использованием дистанционной формы обучения.


Очная форма обучения - одна из форм подготовки, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, тренингов и семинаров), организованных по утвержденному расписанию специалистами органа опеки и попечительства или организации, которым переданы полномочия по проведению подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде мини-лекций, семинаров, практикумов с элементами тренинга, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций. На лекциях граждане получают необходимые знания, которые закрепляются на семинарах и практикумах. Методы, используемые на занятиях, варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач.


Очно-заочная форма обучения предполагает аудиторную работу и самостоятельную работу (домашние задания). Гражданин работает с материалами, предлагаемыми специалистами, выполняет контрольные и тестовые задания. В очно-заочной форме подразумевается выполнение большого объема самостоятельной работы (контрольные задания, эссе и т.п.).


Дистанционная форма подготовки - это форма организации обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между участниками процесса обучения. Дистанционная форма организуется с помощью использования широкого спектра интернет-технологий (при наличии ресурса). Дистанционная подготовка может являться частью обучения, но не заменяет другие формы обучения. Результаты выполнения контрольных заданий проверяются специалистом, на основании этого делается заключение об уровне подготовленности гражданина.


До начала групповой работы с каждым из кандидатов в приемные родители (усыновители, опекуны) (далее - лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей) проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).


Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:


гражданин должен иметь четкое представление:


о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;


о сопровождающей организации и семье в процессе подготовки и после приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, финансовой помощи семьям;


об ответственности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за его жизнь и здоровье, воспитание и развитие;


об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и влияния прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на психофизическое развитие и поведение;


о правилах безопасного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;


об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;


о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;


о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых родителю;


о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;


гражданин должен знать:


права и обязанности лиц, принявших в свою семью ребенка, как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;


закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;


важность удовлетворения потребности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;


причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации;


этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;


особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новой семье;


о влиянии собственного опыта родителей на их отношение к "трудному" поведению детей, оставшихся без попечения родителей;


санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семье;


способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;


возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;


гражданин должен уметь:


использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;


видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей;


рассматривать "трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;


выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, жизненного опыта и текущей ситуации;


осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;


быть готовым оказать поддержку ребенку, оставшемуся без попечения родителей, переживающему горе и потерю;


предотвращать риск жестокого обращения с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в своей семье;


оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;


преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;


прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;


понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»