Наименование показателя | Единица меры | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Годовой прирост численности детей 1 - 7 лет | человек | 8645 | 8490 | 11451 | 13373 | 8933 | 3194 | 37 | -7246 <*> | -12322 <*> |
Открытие дополнительных мест в ДОО | мест | 3327 | 7919 | 6270 | 8834 | 6121 | 3010 | 4611 | 455 | 880 |
________________
* При отрицательном значении показатель естественного прироста именуется естественной убылью.
Частный сектор системы дошкольного образования (19 детских садов; 2,5 тысячи детей, что составляет 1,2 процента от общего количества воспитанников ДОО) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется.
Состояние социальной доступности дошкольного образования в Челябинской области характеризуется недостатком мест в организациях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 32,3 тысячи детей, что составляет 61 процент от реальной потребности.
Общий дефицит мест в ДОО ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий Челябинской области, так как в перечень необходимых условий приема в ДОО ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных образовательных организаций лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности.
Неравенство доступа к коррекционному образованию определяется еще и территориальной спецификой. В целом ряде средних и крупных городов Челябинской области ДОО оказывают коррекционную помощь по всем видам нарушений развития, но в большинстве сел и малых городов Челябинской области коррекционное образование не осуществляется. Основная проблема - отсутствие специалистов-дефектологов. Подготовка данной категории специалистов осуществляется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах, но привлечение их в сельскую местность и малые города Челябинской области требует принятия специальных мер со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Затраты на коррекцию развития ребенка в период дошкольного детства высокоэффективны и являются одним из самых значительных резервов повышения результативности общего образования.
Состояние экономической доступности дошкольного образования в Челябинской области поддерживается в нормативных и рекомендательных рамках, заданных федеральными нормативными правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации. Устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области размеры платы родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных ДОО не превышают 20 процентов от стоимости содержания ребенка в муниципальных ДОО.
Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям ФГОС ДО, который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды.
Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия требованиям ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в организациях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные на практике управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, основными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций являются:
внедрение профессионального стандарта педагога;
модернизация педагогического образования;
обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
повышение социального статуса и престижа профессии педагога.