Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П



Таблица 1

Наименование показателя

Единица меры

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Годовой прирост численности детей 1 - 7 лет

человек

8645

8490

11451

13373

8933

3194

37

-7246 <*>

-12322 <*>

Открытие дополнительных мест в ДОО

мест

3327

7919

6270

8834

6121

3010

4611

455

880


________________


* При отрицательном значении показатель естественного прироста именуется естественной убылью.


Частный сектор системы дошкольного образования (19 детских садов; 2,5 тысячи детей, что составляет 1,2 процента от общего количества воспитанников ДОО) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется.


Состояние социальной доступности дошкольного образования в Челябинской области характеризуется недостатком мест в организациях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 32,3 тысячи детей, что составляет 61 процент от реальной потребности.


Общий дефицит мест в ДОО ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий Челябинской области, так как в перечень необходимых условий приема в ДОО ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных образовательных организаций лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности.


Неравенство доступа к коррекционному образованию определяется еще и территориальной спецификой. В целом ряде средних и крупных городов Челябинской области ДОО оказывают коррекционную помощь по всем видам нарушений развития, но в большинстве сел и малых городов Челябинской области коррекционное образование не осуществляется. Основная проблема - отсутствие специалистов-дефектологов. Подготовка данной категории специалистов осуществляется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах, но привлечение их в сельскую местность и малые города Челябинской области требует принятия специальных мер со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Затраты на коррекцию развития ребенка в период дошкольного детства высокоэффективны и являются одним из самых значительных резервов повышения результативности общего образования.


Состояние экономической доступности дошкольного образования в Челябинской области поддерживается в нормативных и рекомендательных рамках, заданных федеральными нормативными правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации. Устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области размеры платы родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных ДОО не превышают 20 процентов от стоимости содержания ребенка в муниципальных ДОО.


Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям ФГОС ДО, который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды.


Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия требованиям ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в организациях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные на практике управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, основными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций являются:


внедрение профессионального стандарта педагога;


модернизация педагогического образования;


обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;


повышение социального статуса и престижа профессии педагога.