Действующий

Об утверждении Лесного плана Республики Саха (Якутия) на период 2019 - 2028 г.г. (с изменениями на 7 июля 2021 года)



Показатели выявления нарушений при исполнении переданных полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) в период действия предыдущего Лесного плана с 2009 по 2018 г.:

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Общее количество выявленных нарушений лесного законодательства

274

137

113

151

159

137

168

147

150

103

в том числе, незаконная рубка лесных насаждений

94

95

85

127

127

119

147

130

131

82

Общий ущерб, млн. руб.

10,5

11,6

14,2

8,0

26,4

10,5

32,6

34,3

20,8

18,3

в том числе, ущерб от незаконных рубок лесных насаждений, млн. руб.

6,5

4,9

4,5

7,3

24,3

10,1

29,6

30,7

18,7

15,2


Общее количество нарушений за 10 лет составило 1 539, незаконных рубок - 1 137.


Средний годовой показатель общего количества выявления нарушений за 10 лет - 153, максимальное значение зафиксировано в 2009 году - 274, минимальное в 2018 году - 103. С 2012 по 2017 отмечается стабилизация показателей, с резким снижением в 2018 году.


Средний годовой показатель количества выявления незаконных рубок за 10 лет - 113; максимальное значение зафиксировано в 2015 году - 147, минимальное в 2018 году - 82, что приближается к показателям 2009, 2010, 2011 годов. С 2012 по 2017 отмечается стабилизация показателей.


Общий размер ущерба от нарушений за 10 лет составил 187,2 млн. руб., незаконных рубок - 151,8 млн. руб.


Средний годовой показатель общего размера ущерба нарушений за 10 лет - 18,72 млн. руб., максимальное значение зафиксировано в 2016 году - 34,3 млн. руб., минимальное в 2012 году - 8 млн. руб.


Средний годовой показатель размера ущерба от незаконных рубок за 10 лет - 15,18 млн. руб., максимальное значение зафиксировано в 2016 году - 30,7 млн. руб., минимальное в 2011 году - 4,5 млн. руб.


Анализ правоприменительной практики по предупреждению, выявлению и пресечению незаконных рубок показывает, что значительный ущерб лесному фонду причиняется лесопользователями, являющимися геологоразведочными предприятиями, а также организациями, занимающимися строительством линейных объектов (автодорог, линий электропередачи и др.). Основная причина - освоение лесных участков (рубка лесных насаждений) без разрешительных документов, из-за сжатых договорных (контрактных) сроков, обусловленных сезонностью выполняемых работ.


Наиболее часто встречающиеся нарушения:


допущение арендаторами лесных участков захламления лесных участков при эксплуатации, строительстве линейных объектов (линий электропередач, автомобильных дорог) порубочными остатками, разного рода отходами;


нерасчистка просек линий электропередачи от кустарниковой растительности;


необеспечение лесных участков средствами предупреждения лесных пожаров;


использование лесов с нарушением условий договоров аренды (непредставление проектов освоения лесов, ведение работ на лесных участках без проектов освоения лесов, непредставление или несвоевременное представление лесных деклараций, отчетов об использовании и охране лесов; случаи невозврата лесных участков после истечения сроков аренды лесных участков, непринятие мер или несвоевременное принятие по продлению сроков договоров аренды; использование лесных участков без разрешительных документов, без заключения договоров аренды лесных участков или использование лесных участков после истечения сроков аренды, в том числе с вырубкой лесных насаждений).


Надзорная деятельность направлена на предупреждение возникновения лесных пожаров по антропогенным факторам с начала пожароопасного сезона, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.