Уровень социально-экономического развития региона зависит от потенциала имеющихся трудовых ресурсов, количества трудоспособных граждан, а также наличия условий, необходимых для осуществления трудовой деятельности. Такие условия включают развитую инфраструктуру образования, эффективность и масштаб промышленного комплекса, а также социально-психологические технологии вовлечения в трудовую деятельность и профессиональной адаптации.
В Алтайском крае из 1085,4 тыс. трудоустроенных граждан высшее образование имеют 297,6 тыс. человек, 476,1 тыс. человек имеют среднее профессиональное образование, при этом из 70,3 тыс. нетрудоустроенных (безработных) граждан 8,4 тыс. человек имеют высшее образование, 32,8 тыс. человек - среднее профессиональное образование. Более половины всего количества безработных составляют граждане до 39 лет - 39,7 тыс. человек.
Необходимо создание условий для вовлечения в профессиональную деятельность талантливых представителей студенческой молодежи, а также профессиональной адаптации работающей молодежи.
Наиболее значимыми препятствующими факторами в этой сфере являются:
недостаток опыта участия в профессиональных процессах и применения теоретических знаний на практике;
недостаток навыков осуществления организационной работы, работы в команде, необходимых для решения профессиональных задач;
недостаточный социальный опыт молодых граждан, который не позволяет объективно оценивать происходящие социально-экономические процессы;
социальные настроения, которые заключаются в реализации карьерных стратегий преимущественно в сфере крупного бизнеса или государственной службы;
отсутствие деловой репутации;
недостаточные практические навыки применения экономических законов и механизмов в сфере молодежного предпринимательства, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
недостаток информации (неосведомленность) о государственных и общественных программах развития молодежного предпринимательства.
На сегодняшний день присутствует необходимость повышения навыков коммуникации, нестандартного, креативного мышления, управления временем, которые позволяют эффективно формировать профессиональные взаимоотношения, находить нестандартные варианты и предложения, рационально распределять временные ресурсы для эффективного решения задач и достижения целей.
В современный период особую актуальность приобретают вопросы определения тех механизмов, которые способствуют успешному становлению будущего специалиста. Одним из таких механизмов активного включения студенчества в жизнь общества и собственного развития является участие молодежи в движении студенческих отрядов.
Система коллективного самоуправления позволяет сформировать у молодых граждан необходимые черты ответственности, а также умение принимать решения. Трудовая коллективная деятельность позволяет апробировать полученные в образовательной организации теоретические знания и навыки, способствовать подготовке студенческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда.