Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Комплексное развитие сельских территорий Республики Бурятия" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



1. Оценка текущего состояния развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Республики Бурятия


Государственная программа Республики Бурятия "Комплексное развитие сельских территорий Республики Бурятия" разработана в целях реализации положений государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696, и стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия.


Развитие Республики Бурятия на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к комплексному развитию сельских территорий.


Численность сельского населения Республики Бурятия на 1 января 2023 года составила 398,6 тыс. человек, что на 0,8 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2022 года (399,4 тыс. человек) и на 3,3 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (401,9 тыс. человек).


На начало 2023 года в Республике Бурятия насчитывалось 615 сельских населенных пунктов, которые сгруппированы в 247 сельских поселений, объединенных в 21 муниципальный район.


В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово увеличивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".


Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности республиканского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.


Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений.


В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.


Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.


Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов, основными из которых будут выступать концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, инструменты по защите и поощрение капиталовложений.


Рассматривая динамику развития сельских территорий за последние 4 года, можно отметить, как удовлетворительной. Так в период 2020 - 2023 годов в рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Бурятия "Комплексное развитие сельских территорий Республики Бурятия" (далее - Программа) было обеспечено финансирование в объеме 3712,2 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3079,5 млн. рублей, республиканского бюджета - 204,5 млн. рублей, местных бюджетов и внебюджетных источников - 428,3 млн. рублей.


За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы жилищные условия улучшили 20 сельских семей.


Осуществлено строительство водоснабжения в селах Кырен и Аршан Тункинского района общей протяженностью 13 км, что позволило обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.


Расширена сеть учреждений социальной сферы, на селе построены: