Действующий

О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области (с изменениями на 19 августа 2024 года)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Челябинской области в настоящее время является стабильной. Но, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории Челябинской области сохраняются угрозы экологической безопасности.


Основной вклад в объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносит деятельность промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии. Валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинской области в 2022 году составил 534,23 тыс. тонн. Общий объем выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Челябинской области в 2022 году составил 424,65 тыс. тонн, вклад автотранспорта в валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2022 году составил 109,57 тыс. тонн. В 2021 - 2022 годах в число городов, имеющих очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, вошли Челябинск, Магнитогорск и Златоуст. В целях реализации федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" в части улучшения экологической ситуации в городах Челябинске и Магнитогорске реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Челябинске и Магнитогорске (далее именуются - Комплексные планы). По итогу реализации Комплексных планов снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2026 год в городе Челябинске составит 45,4924 %, в городе Магнитогорске - 25,2317 %.


Ведется работа по созданию сводных расчетов загрязнения атмосферы (на 2022 год работа проведена по 7 городам Челябинской области).


Осуществляется регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее именуются - НМУ). Эффективность снижения выбросов предприятиями в периоды НМУ в 2022 году составила в городе Челябинске 84 процента, в городе Магнитогорске 88 процентов.


Повышение информированности о состоянии окружающей среды предполагает развитие территориальной системы наблюдения. В Челябинской области ведется отработка пилотного проекта по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и по созданию единой информационной системы.


Количество образующихся отходов производства и потребления на территории Челябинской области в 2022 году составило более 260 млн. тонн. Более 99 процентов от общего количества образующихся в Челябинской области отходов составляют промышленные отходы. Основная доля этих отходов приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности.


Общее количество образующихся твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО) на территории Челябинской области в 2022 году составило 790,435 тыс. тонн. Около 90 процентов ТКО размещается на полигонах. Обработке подлежит более 69 процентов ТКО. Извлечение полезных компонентов ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот составляет 9,9 процента.


Отсутствие достаточно развитой инфраструктуры в сфере обращения ТКО ведет к росту стихийных относительно мелких, но многочисленных свалок, наличие которых угрожает экологической безопасности населения и окружающей среде.


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов. В целях выполнения указанной задачи реализуются федеральные проекты "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".


На территории Челябинской области разработана территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, которая должна обеспечить единый комплексный подход к организации системы обращения с ТКО на территории Челябинской области, в том числе созданию и эксплуатации объектов обращения с ТКО (мусоросортировочные, мусороперегрузочные комплексы, полигоны ТКО), на основе кластерного подхода - деления всей территории Челябинской области на зоны исходя из экономических, логистических и инфраструктурных принципов до 2026 года.


С целью участия Челябинской области в федеральном проекте "Генеральная уборка" Министерством экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) в Минприроды России направлен перечень 39 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде.


В результате влияния климатических факторов водные объекты Челябинской области претерпевают изменения. В связи со снижением запасов воды сокращается роль разбавления, что приводит к снижению самоочищающей способности водных объектов. Высокие температуры и отсутствие циркуляции усиливают рост, развитие и отмирание водорослей и высшей водной растительности, что способствует образованию большого количества органических веществ.


В результате антропогенной деятельности (распашка земель, орошение полей, осуществление хозяйственной деятельности) ускоряются процессы поступления в водные объекты минеральных и органических веществ путем выноса талыми и ливневыми водами с водосборной площади химических веществ. Интенсивное использование водных объектов в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях приводит к высокой степени загрязнения и снижению качества воды.