Действующий

Об утверждении Стратегии цифровой трансформации в Удмуртской Республике на период до 2030 года (с изменениями на 31 августа 2022 года)



5.3.2. Цифровая трансформация образования


В качестве базовой основы трансформации образовательного процесса стоит отметить наличие в образовательных учреждениях вычислительной и сетевой инфраструктуры, достаточной для построения и обеспечения функционирования в данной среде нового поколения цифровых технологий.


В Удмуртской Республике сформирована достаточно развитая инфраструктура системы образования. На 2019 год 94,9% компьютеров в общеобразовательных организациях подключены к сети Интернет: из них 47,6% имеют скорость доступа 5 Мбит/с и выше, а 17,6% - менее 1 Мбит/с. На 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений приходится 10 компьютеров. В рамках реализации мероприятий проекта "Цифровая экономика", образовательные организации в 2022 году будут обеспечены высокоскоростным доступом к сети Интернет: 50 Мбит/с - для сельских поселений, 100 Мбит/с - для городских.


В противовес такой условно-положительной динамике отмечаются негативные изменения в части компьютерного парка и локальных сетей в школах. Практически все образовательные организации Удмуртской Республики оснащены компьютерной техникой, при этом в течение года даже отмечается прирост количества на 10,9%, в том числе благодаря нацпроекту "Образование", в рамках которого образовательные организации оснащаются мобильным классом (ноутбуками). Однако темпы обновления парка электронно-вычислительной техники не соответствуют скорости процесса ее устаревания. Согласно данным мониторинга, ежегодно проводимого на территории республики, в большей степени подвержены процессу устаревания персональные компьютеры - настольные ПК и ноутбуки. Такая ситуация наблюдается практически по всем типам образовательных организаций, доля устаревшей техники находится в пределах от 41,7% до 69,3% в зависимости от типа оборудования.


В силу сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуации и длительного дистанционного режима 83% образовательных организаций применили в своей образовательной деятельности технологии дистанционного обучения. Несмотря на постепенный возврат к традиционной, очной системе обучения, дистанционное обучение будет актуально для: обучения детей-инвалидов; обучения детей, не имеющих возможности регулярно посещать образовательные организации (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.); обучения в режиме территориальной обособленности; дополнительного образования; обучения в малокомплектных классах; обучения по отдельным предметам, в индивидуальном режиме, в том числе одаренных детей. Данные направления не смогут быть выведены в стабильный режим эксплуатации при текущем состоянии материально-технической базы образовательных организаций и инфраструктуры.


В республике функционирует целый ряд автоматизированных информационных систем (АИС):


"Электронная школа";


"Электронный детский сад";


"Электронный колледж";


"Электронное дополнительное образование";


Мониторинг образования.


Организовано представление государственных услуг в сфере образования в электронном виде (запись в школу, запись в детский сад, "Электронный дневник" и другие). Распространена практика применения "Школьной карты", которая предоставляет доступ в общеобразовательное учреждение, возможность безналичной оплаты питания и проезда в общественном транспорте, а также обеспечивает родительский контроль посредством личного кабинета родителя.


Удмуртская Республика последовательно проводит политику, направленную на повышение качества, доступности и эффективности образования, посредством внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. Был принят план мероприятий по информатизации образования. Координацию деятельности по реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по информатизации образования муниципалитетов Удмуртской Республики с 2015 года осуществляет автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации" (далее также - АУ УР "РЦИ"). В рамках формирования единой образовательной информационной среды республики были созданы специальные порталы:


"Образовательный Портал Удмуртской Республики" (предоставление пользователям информации об образовательных услугах);


"Портал дистанционного образования "ДОМ365" (централизованное автоматизированное управление дистанционным обучением и предоставление учебного контента обучающимся);