В рамках оптимизации порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки в 2020 году Министерством цифрового развития Удмуртской Республики совместно с Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики была создана государственная информационная система Удмуртской Республики "Государственная информационная система социальной защиты и занятости населения Удмуртской Республики". В целях формирования единого регионального регистра получателей мер социальной поддержки граждан был осуществлен переход региона на единый программный комплекс, который объединил 35 исходных баз данных.
Данная платформа позволяет сотрудникам органов соцзащиты использовать сведения по гражданину (документы, выплаты) по всем подразделениям. Кроме того, единый программный комплекс подключен к системе межведомственного электронного взаимодействия, обеспечен доступ к более чем 40 видам сведений, что позволяет автоматизировать процесс получения сведений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти. Благодаря переходу на новый программный комплекс появилась возможность вести единый реестр льготополучателей, которых на данный момент порядка 444 тыс. в республике, проводить мониторинг и принимать управленческие решения на основе данных.
В процессе создания и внедрения новой цифровой платформы совместно с органами соцзащиты приняли участие также органы местного самоуправления. В системе были настроены и автоматизированы услуги в сфере социальной поддержки семей с детьми, многодетных семей, а также услуги по опеке несовершеннолетних. В настоящее время к системе подключены все 30 органов местного самоуправления Удмуртской Республики. В 2022 году также планируется подключение к системе структурных подразделений органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, предоставляющих услуги по учету граждан и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В состав системы также входят интерактивный портал социальной защиты и мобильное приложение для граждан, которые позволят подать заявление в органы социальной защиты и органы местного самоуправления в Удмуртской Республике в электронном виде, отслеживать статус заявлений, получать уведомления от органов социальной защиты и информацию о назначенных социальных выплатах, пособиях и компенсациях, а также записаться на прием в органы соцзащиты и органы местного самоуправления.
В рамках развития системы реализован проект "Мобильный соцработник", который позволяет с помощью информационной системы планировать работу и вести учет занятости сотрудников, оказывающих социальные услуги гражданам на дому, а также отслеживать их перемещения, фиксировать факт оказанных услуг с помощью мобильного приложения и фотографий, сделанных с помощью него. Всего в рамках программного комплекса социальную поддержку получают более 445 тыс. граждан, в 65 видах госуслуг в сфере социальной защиты населения.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением режима полной самоизоляции служба занятости населения Удмуртской Республики в полной мере задействовала дистанционные каналы для обеспечения непрерывного процесса предоставления услуг населению, что способствовало удовлетворению резко возросшего спроса на услуги службы занятости, позволило предотвратить сбои, которые могли возникнуть в связи с применением мер по борьбе с пандемией (процент оказания услуг в электронном виде во время применения мер по борьбе с пандемией в органах службы занятости возрос до 98%).
Так, в Удмуртской Республике во время пандемии более 69 тысяч граждан смогли подать заявления в онлайн-формате и встать на учет в центр занятости населения без личной явки. Возможностями единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (ЕЦП "Работа в России") воспользовались более 37 тысяч человек, более 26 тысяч человек обратились в центры занятости населения, используя цифровые сервисы Интерактивного портала государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. На данный момент продолжается работа по созданию единой комплексной системы оказания услуг в сфере занятости как населению, так и бизнесу. В дальнейшем ЕЦП "Работа в России" предоставит соискателям и работодателям удобные и доступные сервисы для получения услуг службы занятости, а также позволит обеспечить высокое качество услуг за счет единых цифровых стандартов.
Ключевые проблемы:
несоответствие ведомственной инфраструктуры технологическим требованиям цифровой трансформации в социальной отрасли;
негативные демографические тенденции, которые имеют прямую корреляцию с качеством и доступностью мер социальной поддержки и социальных услуг граждан.
Определение вектора цифровой трансформации происходит под влиянием отраслевых глобальных трендов:
создание интегрированных систем социальной информации, систематизация и унификация данных о мерах социальной помощи и их получателях;
оптимизация предоставления мер социальной поддержки, оказания социальных услуг путем усиления их адресности, оказания целевого набора услуг;
единый идентификатор для домохозяйства и для каждого члена домохозяйства, используемый для предоставления социальных услуг и иных мер государственной поддержки (например, в области здравоохранения и образования), а также для подключения к базам данных налоговой службы;