ГЛАВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 31 марта 2020 года N 74


Об утверждении Стратегии цифровой трансформации в Удмуртской Республике на период до 2030 года

(с изменениями на 31 августа 2022 года)

(в ред. Указов Главы Удмуртской Республики от 01.10.2021 N 170, от 31.08.2022 N 190)




В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" постановляю:


(преамбула в ред. Указа Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190)


1. Утвердить прилагаемую Стратегию цифровой трансформации в Удмуртской Республике на период до 2030 года (далее - Стратегия).


(п. 1 в ред. Указа Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190)


2. Органам государственной власти Удмуртской Республики руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления и обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией.


(п. 2 в ред. Указа Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией.


(п. 3 в ред. Указа Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190)


4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.



Глава
Удмуртской Республики
А.В.БРЕЧАЛОВ


г. Ижевск
31 марта 2020 года
N 74



Утверждена
Указом
Главы
Удмуртской Республики
от 31 марта 2020 г. N 74



КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ


Утратила силу. - Указ Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190.



Утверждена
Указом
Главы
Удмуртской Республики
от 31 марта 2020 г. N 74



СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(введена Указом Главы Удмуртской Республики от 31.08.2022 N 190)




1. Понятия и определения, используемые в настоящей Стратегии


В настоящей Стратегии используются следующие понятия и определения:


цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа данных;


сквозные технологии - перспективные цифровые технологии, оказывающие влияние на несколько рынков (сфер);


смарт-сервис - комплексное решение, основанное на применении сквозных технологий и содержащее конкретную выгоду для потребителя;


цифровая трансформация - пересмотр бизнес-модели, бизнес-процессов, продуктов, маркетингового подхода посредством внедрения сквозных цифровых технологий;


цифровая платформа - это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства;


цифровая экосистема - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти, организаций и граждан;


бюджетные государственные сервисы (БГС) - сервисы, реализуемые за счет бюджетных средств;


партнерские сервисы (ПС) - сервисы, реализуемые за счет реализации схем государственно-частного партнерства;


бизнес-сервисы (БС) - сервисы, реализуемые за счет средств внебюджетных источников.



2. Обоснование разработки и реализации Стратегии


Для современного постиндустриального общества характерно проявление всеобщих тенденций. На экспертном уровне выделяют шесть ключевых мегатрендов современного мирового развития.


1. Ускоренная урбанизация.


На сегодняшний день более половины населения мира проживает в городах, в связи с чем происходит повышение роли городов и городской культуры в развитии общества;


2. Дефицит ресурсов.


Увеличивающийся дефицит природных ресурсов вследствие их неравномерного распределения, приводящий к конкуренции за ресурсы между производителями;


3. Инновации и технологические прорывы.


Повышение уровня автоматизации и появление на рынке новых технологий и инновационных разработок, которые приводят к росту производительности;


4. Глобализация бизнеса.


Увеличение объемов глобальной торговли, глобальное распределение создания добавленной стоимости при производстве продуктов;


5. Повышение экологичности производств.


Изменения в требованиях к производственным процессам, направленные на предотвращение климатических изменений, охрану окружающей среды и сохранение биосферы;


6. Изменение предпочтений потребителей.


Предъявление новых требований клиентами и конечными пользователями к продукции и услугам (включая постпродажное обслуживание), связанных с культурными, социальными, экономическими и политическими изменениями в обществе.


Кроме указанных трендов за последние годы человечество во многом сформировало основы идеологии развития мира на ближайшие десятилетия - это парадигма устойчивого развития. Это утверждение было зафиксировано в концептуальных документах ООН последнего времени:


"Будущее, которого мы хотим" (2012 год) определяет перспективы человечества в XXI веке на основе концепции устойчивого развития, базой которого должна стать "зеленая" экономика;


"Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" (2015) устанавливает концептуальный план действий для обеспечения устойчивого развития;


Парижское климатическое соглашение (2015 год), закрепляющее приоритеты борьбы с климатической угрозой в мире и во всех странах до 2030 - 2050 годов.


В данных документах сформулированы основные приоритеты и цели, стоящие перед странами и народами в современном мире, а также даны рекомендации, направленные на достижение роста благосостояния и уровня занятости, борьбу с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья и совершенствование институциональных условий развития экономики.


В свою очередь, исследование международной практики показывает, что социально-экономическое развитие целых стран и отдельных регионов непосредственно связано с уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). По оценкам Бостонской консалтинговой группы (The Boston Consulting Group), влияние Интернета на эффективность деятельности фирм выше, чем влияние любой другой технологии со времен предыдущей промышленной революции. На данный момент Интернет уже изменил большинство аспектов жизнедеятельности людей, сыграв значительную роль в социально-экономическом развитии.


Вместе с тем четвертая индустриальная революция, в условиях которой мы живем, объединяет возможности информационных технологий, промышленного производства, интернета вещей и интернета услуг, что открывает еще большие перспективы для достижения целей социально-экономического развития. Как отмечают эксперты Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития ИКТ.


Таким образом, на современном этапе неотъемлемой частью реализации концепции устойчивого развития являются цифровые ("smart") решения.


Такой подход получил свое отражение в государственной повестке. Президент Российской Федерации регулярно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации уделяет значительное внимание цифровому развитию нашей страны - от формирования новой веб-экономики для повышения эффективности отраслей за счет информационных технологий в 2016 году до необходимости обеспечения опережающих темпов роста производительности труда на основе новых технологий и цифровизации в 2019 году.


Цифровизация закреплена в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития в фундаментальных документах стратегического планирования развития Российской Федерации. Так, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642) предусматривает, что переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта является одним из ключевых направлений научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие 10 - 15 лет.


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р) среди мер ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации предлагает, в частности, внедрение:


информационно-телекоммуникационных технологий, платформенных решений и интеллектуальных систем управления городской инфраструктурой;


интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»