Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2020 - 2024 годы (с изменениями на 26 января 2024 года)



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы


1. Совершенствование кадровой политики признано одной из ведущих задач развития системы здравоохранения и мер повышения доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. Перспективы развития здравоохранения Ярославской области в значительной степени зависят от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения.


Среди приоритетных задач МЗ особое место занимает развитие кадрового потенциала лечебно-профилактических медицинских организаций области, их укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, соответствие данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение медицинских организаций области является одним из приоритетов развития системы здравоохранения Ярославской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их достаточной профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование системы здравоохранения.


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.01.2024 N 47-п)


2. В Ярославской области по состоянию на 01.01.2020 работают 5380 врачей (среди них высшую квалификационную категорию имеют 1589 врачей (29,5 процента), первую - 1218 врачей (22,7 процента), вторую - 287 врачей (5,3 процента), сертификаты специалистов/свидетельства об аккредитации имеет 5341 врач (99 процентов)), а также 9526 средних медицинских работников (среди них высшую квалификационную категорию имеют 2936 человек (30,8 процента), первую - 3906 человек (41 процент), вторую - 629 человек (6,6 процента), сертификаты специалистов/свидетельства об аккредитации имеют 9407 медицинских работников (98,7 процента)).


Обеспеченность врачами на 10,0 тыс. населения составляет 42,7, обеспеченность средним медицинским персоналом на 10,0 тыс. населения - 77,3.


Отмечается неравномерность укомплектованности медицинских организаций врачами первичного звена и специалистами в отдельных районах г. Ярославля и муниципальных районах области. При этом в сельской местности, где надежной (в плане оплаты труда) считается работа в медицинских учреждениях, укомплектованность средним медицинским персоналом выше, чем в городах (Ярославль и Рыбинск).


При этом обеспеченность врачами превышает показатели по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (Ярославская область - 42,7, Российская Федерация - 37,4, Центральный федеральный округ - 37,5 на 10 тыс. населения), обеспеченность врачами по основным, наиболее востребованным специальностям выше или на уровне аналогичных показателей по Российской Федерации и Центральному федеральному округу.


Отмечается дефицит специалистов с высшим профессиональным образованием в медицинских организациях всех уровней, потребность во врачебных кадрах в целом по области составляет около 490 человек, потребность в среднем медицинском персонале - 590 специалистов. Особенно острый дефицит медицинских кадров наблюдается в первичном звене, а также в центральных районных больницах, оказывающих помощь сельскому населению области.


3. Возрастная структура врачебных кадров свидетельствует о наличии значительной доли лиц пенсионного и предпенсионного возраста (41 процент врачей и 37 процентов среднего медицинского персонала).


Одна из важнейших причин недостаточной укомплектованности кадрами в настоящее время - выход медицинских работников на пенсию и недостаток молодых специалистов.


4. Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня медицинских работников является их аттестация. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению.


5. Современная подготовка кадров позволяет избежать неоправданных финансовых потерь, повысить эффективность и качество медицинской помощи населению области. Повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация являются залогом стабильной работы медицинских организаций.


6. Ввиду актуальности кадровой проблемы в отрасли требуется принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней.


Решая проблему кадрового обеспечения медицинских организаций области, необходимо обратить особое внимание на предоставление мер поддержки за счет средств местных бюджетов, в том числе путем заключения соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области в рамках местных бюджетов могут предусматривать различные меры социальной поддержки для медицинских работников: компенсация коммунальных услуг, внеочередное предоставление мест в детских садах и школах, оплата проезда к месту работы, оплата аренды жилья, предоставления жилья и т.д. При этом региональной целевой программой "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2020 - 2024 годы (далее - Программа) финансирование указанных мероприятий не предусматривается.