Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года



6.5. Целевые ориентиры, "точки роста", значимые проекты, социальные и инвестиционные программы, направленные на развитие северных и арктических территорий Красноярского края и улучшение качества жизни


В прогнозный период предусмотрено реализовать несколько новых крупных инвестиционных проектов пионерного освоения уникальных ресурсных объектов, расположенных в северных и арктических территориях Красноярского края. Речь идет о формировании в восточной части Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района новых крупных центров нефтегазодобычи; о разработке в западной части Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района месторождений коксующихся углей, о дальнейшем развитии северо-западного центра нефтегазодобычи, который опирается на опыт отработки месторождения Ванкор, но простирается уже дальше, к границе с Ямало-Ненецким автономным округом. Наряду с этим структурообразующие ресурсные компании Красноярского края - ПАО "ГМК "Норильский никель" и "Русская платина" предполагают дальнейшее развитие своей ресурсной базы и промышленного потенциала в северных и арктических территориях Красноярского края. Крупным социальным проектом станет сплошная 4G-интернетизация всех северных и арктических поселений Красноярского края, на фундаменте которой новую динамику получит развитие дистанционных сервисов (телемедицина, дистанционное образование, электронные государственные услуги и др.).


Уже сегодня средний уровень подушевых доходов населения северных и арктических территорий Красноярского края превышает среднекраевые показатели, поэтому акценты будут сделаны на следующее.


Во-первых, улучшение показателей качества жизни (транспортная доступность, гарантированность базовых социальных услуг, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности всех местных сообществ, сохранение традиций и образа жизни КМНС в условиях усиливающегося давления промышленного освоения и др.) прежде всего за счет решительных мер по возрождению полярной авиации, родиной которой в СССР был именно Красноярский край, в том числе массового использования легкомоторных самолетов, восстановления посадочных площадок в малых удаленных поселках и селах, реконструкции аэропортов районных центров и морских портов, а также за счет масштабной программы создания местных центров энергогенерации на базе местных источников тепла и энергии.


Во-вторых, существенное уменьшение внутренних контрастов по уровню реальных доходов жителей северных и арктических территорий Красноярского края за счет новых механизмов государственного и корпоративного перераспределения рентного дохода, в том числе инструментами перекрестного субсидирования. Все территории проживания и традиционного природопользования КМНС в северных и арктических территориях Красноярского края будут увязаны в единую сеть взаимной поддержки и взаимопомощи внутри которой произойдет выравнивание степени социально-экономического развития инструментами тарифного регулирования, бюджетных субсидий и другими не только между муниципальными образованиями, но и между отдельными поселениями.


Мониторинг хода реализации приоритетов Стратегии предлагается вести по четырем блокам показателей: социальное развитие; экономическое развитие; рациональное природопользование и охрана окружающей среды; совершенствование управления. Предлагается задействовать в мониторинге 9 различных индикаторов, которые приняты и разрабатываются государственным комитетом Российской Федерации по статистике и 5 результирующих показателей реализации Стратегии. Специфическая трудность Красноярского края состоит в том, что ввиду отдельного свода по арктической (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и Туруханский район, г. Норильск) и северной частям (Эвенкийский муниципальный район, Северо-Енисейский, Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский районы, города Лесосибирск, Енисейск) необходимо собирать первичную информацию по каждому муниципальному образованию и делать самостоятельный свод социальных, экономических, ресурсных и экологических показателей северных и арктических территорий Красноярского края.

N п/п

Наименование показателя

2018 факт

2024 оценка

2030 оценка

1

2

3

4

5

1

Численность населения на 1.01. тыс. чел.

438,0

435

433

2

в том числе коренное население

16,0

(2010)

16,0

17,0

3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

71

73

75,0

4

Официальный уровень бедности, % (по доле населения, имеющего среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума)

4,2

3,8

3,2

5

Уровень общей официальной безработицы в среднем за год, в % - предельное значение по северным и арктическим территориям Красноярского края

3,6

3,0

2,6

6

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми - разброс максимального и минимального значения по северным и арктическим территориям Красноярского края, раз

5

3

3

7

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, разброс минимального и максимального значения по северным и арктическим территориям Красноярского края, м2/ чел.

20 - 29

23 - 28

28 - 31

8

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в северных и арктических территориях Красноярского края, ед.

12385

15000

17500

9

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения (без внешних совместителей), % - разброс максимального и минимального значения по северным и арктическим территориям Красноярского края

37,8/3,4

38,5/10,0

39,8/14,4

10

Объем завоза горюче-смазочных материалов, тыс. тонн (подлежит замене на показатель: доля энергетических ресурсов местного производства в общем объеме энергопотребления, %)

91,7

90,0

82,5

11

Объем завоза угля, тыс. тонн (подлежит замене на показатель: доля энергетических ресурсов местного производства в общем объеме энергопотребления, %)

164,7

160,0

150,0

12

Поголовье оленей, в том числе общественного и частного стада, тыс. гол.

130,5

132,0

134,0

13

Доля муниципальных служащих северных и арктических территорий Красноярского края, прошедших переподготовку, повышение квалификации, иные обучающие мероприятия, % - разброс максимального и минимального значения по северным и арктическим территориям Красноярского края

60 - 4

65 - 15

70 - 25

14

Доля коренного населения, которое присутствует в органах управления (муниципального, регионального уровня) в отношении к доле коренного населения в общем населении региона, % - разброс максимального и минимального значения по северным и арктическим территориям Красноярского края

27 - 0,33

33 - 5

38 - 11


Предполагается, что в период реализации Стратегии до 2030 года современная тенденция на сокращение численности населения северных и арктических территорий Красноярского края продолжится, но приобретет существенно меньшую интенсивность: благодаря целенаправленным усилиям органов государственной власти Красноярского края отток населения отсюда радикально снизится. На фоне общего сокращения населения численность КМНС незначительно вырастет за счет более высокого уровня рождаемости народов Севера по сравнению с переселенцами. Северные и арктические территории Красноярского края выйдут на общероссийский показатель ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году в 75 лет (сегодня этот показатель в крае ниже среднероссийского).


Официально регистрируемый уровень бедности будет сокращаться весь прогнозный период, но особенно активно после 2024 года за счет получения эффекта от реализации нескольких крупных ресурсных проектов на территории Красноярского края, прежде всего на полуострове Таймыр. Уровень официальной безработицы будет снижаться незначительно, но при этом произойдет радикальное уменьшение неформальной безработицы. За счет целенаправленных мер в рамках Стратегии, ориентированных именно на данную категорию населения, произойдут значительные позитивные подвижки в уменьшении доли неформальной безработицы. Другой резерв - это безработица КМНС. Известно, что по мере улучшения общей ситуации в северных и арктических территориях Красноярского края доля безработных из КМНС всегда повышается, а каждый новый процент сокращения требует все более активной работы именно с этой, самой уязвимой, категорией населения.


Северные и арктические территории Красноярского края имеют значительные внутренние контрасты в уровне младенческой смертности, которые в настоящее время между благополучными и неблагополучными территориями превышают пять раз. Именно поэтому целенаправленные усилия государственной власти в прогнозный период будут направлены не просто на сокращение общего уровня младенческой смертности, но на ликвидацию существующих значительных разрывов между городскими и районными уровнями этого показателя до 2,5 - 3 раз.


Аналогичная целенаправленная государственная политика будет реализована и в вопросах общей жилообеспеченности. Современные контрасты между северными и арктическими территориями Красноярского края нетерпимы и составляют примерно полтора раза. В будущем эти различия предполагаются в пределах 3 - 5 кв. м.


Предусматривается рост числа малых и средних предприятий в северных и арктических территориях Красноярского края примерно на четверть к современному уровню. При этом основной акцент будет сделан не столько на количественном росте, сколько на уменьшении различий в доле занятых в предпринимательстве между отдельными северными и арктическими территориями Красноярского края: нынешние 12-кратные контрасты станут к концу прогнозного периода примерно трехкратными. Будут предприняты усилия, чтобы начать работу по замещению завозимых горюче-смазочных материалов и угля их собственным производством в качестве котельного топлива на месте. Планируется обеспечить сокращение объемов завозимого топлива примерно на 10%.


По многим естественным ограничениям (нарастающий перевыпас в западной, приграничной с Ямало-Ненецким автономным округом, части края, традиционная для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района проблема - дикого северного оленя, конкуренция оленеводства и рыбного, охотничьего промыслов внутри традиционного хозяйства и др.) ожидается скромный прирост поголовья домашних оленей, который составит около 4 тысяч голов.


В сфере муниципального управления ожидается, что значительное число служащих пройдет курсы переподготовки и переобучения, существенно вырастет число представителей КМНС в органах муниципального образования, а также уменьшатся межмуниципальные контрасты в этих показателях.


Относительно важнейших для муниципальной экономики показателей объемов добычи стратегически значимых для Российской Федерации никеля, меди, платины, золота, палладия, нефти и газа ожидается уверенный рост за счет реализации крупных инвестиционных проектов работающими здесь ресурсными корпорациями. Прежде всего в результате развертывания этих проектов, ожидается двукратное увеличение реального валового продукта к 2030 году.