Приоритетные проекты по расширению занятости и повышению реальных доходов населения северных и арктических территорий Красноярского края определены в рамках РГ "Территория: доступность":
развитие культурно-познавательного, в том числе этнографического, событийного, активного туризма, рыболовного, охотничьего, экстремального туризма, развитие и распространение формы дополнительного образования и повышения квалификации по этнографическому туризму, по реализации новых этнотуристических маршрутов, в том числе в этностойбища и этнодеревни;
обучение коренного населения гостевому сервису и производству сувенирной продукции, подготовка гидов, экскурсоводов из числа местного населения, их аттестация, повышение квалификации по гостевому сервису местных предпринимателей в сфере туризма;
государственная поддержка всех форм предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов, в том числе в традиционном природопользовании, в сфере услуг, этнографического, экологического и экстремального туризма, функционирования этностойбищ и этнодеревень, закрепления авторских прав ("Trade Mark") на традиционную продукцию материального и духовного производства, включая вещи, знаки, образы, символы, различные формы материального и нематериального культурного наследия коренных народов (произведения декоративно-прикладного искусства и др.);
разработка эффективной системы подготовки кадров из числа местного населения для каждого направления развития;
упрощение системы сертификации продукции путем создания в поселениях пунктов сертификации продукции агропромышленного комплекса и рыболовства для частных лиц и предпринимателей (вариант: закупочно-сертификационный пункт);
обучение местных предпринимателей, в т.ч. из числа коренных народов, новым методам и технологиям по упаковке и хранению продукции, гостевому сервису и др.;
ликвидация пробелов и недочетов в нормативной правовой базе природопользования (оленеводство, охота, рыболовство);
развитие гастрономического туризма как важного элемента маркетингового продвижения продукции арктического агропромышленного комплекса, включая разработку "товарного варианта" национальной кухни, организацию мастер-классов, дегустаций, закупок туристами местной продукции (гастрошоппинг) и др.