Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года



1.8. Результаты стратегического анализа в соответствии с принципами и методиками общепринятых научных стратегических анализов (выбор конкретных принципов и методик стратегического анализа)


Анализ развития северных и арктических территорий Красноярского края в последние десятилетия всецело вписывается в общие закономерности функционирования северной экономики, изученные и сформулированные в мире в последние 25 лет. Поэтому основные подходы, признанные и принятые в научном сообществе для характеристики северной экономики - структурный, мультипликаторный, типологический анализ - могут применяться и для экономики северных и арктических территорий Красноярского края.


Одна часть экономики, которая производит широкую гамму ресурсов, включая алмазы, железо, золото, цинк, нефть, газ, рыбу и лес, обслуживает мировой рынок. Другая часть северной экономики обслуживает местный рынок, обеспечивая товарами и услугами местных жителей. Она включает значительный общественный сектор, который обеспечивает доходом, рабочими местами и услугами местных жителей. Во многих районах Севера местная экономика включает и традиционный сектор, который обеспечивает местных жителей пищей в результате занятий домашним оленеводством, рыбным, пушным, охотничьим промыслом, сбором дикоросов и др.


Экономика в северных и арктических территориях Красноярского края имеет трехсекторную структуру, включает корпоративный, трансфертный (государственный) и традиционный секторы. Каждый сектор вносит свою специфику в характер ее функционирования.


Корпоративному (ресурсному) сектору присущ открытый характер (мировые рынки ресурсов выступают внешними факторами его развития), наличие объективных барьеров-ограничителей роста (высокие издержки, риск, недостаток инвестиций и др.), неустойчивый тип функционирования. Государственный сектор федерального, регионального и муниципального уровня нейтрализует неустойчивость рыночного (ресурсного) сектора, традиционно играет значительную роль в структуре занятости, при генерировании доходов трансфертных северных территорий. Его существование на Севере объективно вынуждено интересами национальной безопасности, природоохранными. Традиционный сектор КМНС опирается на традиционное жизнеобеспечение, права народов Севера на землю исторического проживания и ее ресурсы.


Есть две модели существования экономики в северных и арктических территориях Красноярского края - рентная и трансфертная. В рентной генерируется ощутимая природная рента, которая является основой существования региональной экономики. В трансфертной значительная часть доходов бюджета формируется за счет федеральных или региональных трансфертов территории.


В рентной экономике усилия общества сосредоточиваются на том, как максимально полно уловить рентный доход механизмами конкурсных продаж и сдачи ресурсных объектов в аренду. Ключевым вопросом здесь становится справедливое распределение дохода среди всех уровней - власти, бизнеса и народов Севера в интересах всех жителей территории. Рентный доход выступает здесь источником финансирования местных правительств.


В трансфертной экономике, федеральные и региональные государственные служащие финансируются из федерального бюджета, через федеральные трансферты в бюджет субъектов Российской Федерации. Здесь другая структура (генезис) активов региональной финансовой системы, другие принципы финансовой политики - большая роль межбюджетных взаимодействий, поиск выравнивающей формулы справедливого распределения федеральных средств.


Территориальное разнообразие природных и социально-экономических условий северных и арктических территорий Красноярского края настолько велико, что здесь сосуществуют различные модели северной экономики, с совершенно различной представленностью ее секторов: от абсолютного доминирования корпоративного в одних случаях до абсолютного доминирования традиционного или государственного в других.