Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года



Таблица 7 - Доля ООПТ в общей площади территории, по данным на конец 2017 года

Площадь территории, тыс. га

Площади ООПТ - всего, тыс. га

в том числе

Доля ООПТ в площади территории, %

федеральных

краевых и местных

Северные территории Красноярского края, всего

212005,7

12275,0

11111,2

1163,8

5,8

в том числе

Арктическая зона

109562,9

10223,6

9695,7

527,9

9,3

Крайний Север

81043,9

1428,4

1415,5

12,9

1,8

Ближний Север

21398,9

623,0

0,0

623,0

2,9

Доля северных территорий в показателях Красноярского края, %

89,6

84,2

95,9

38,9

х

Справочно:

Красноярский край

236679,7

14583,2

11588,0

2995,2

6,2


Самые большие общие площади ООПТ занимают в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе - 8901,7 тыс. га (10,1% от площади района), Эвенкийском муниципальном районе - 1428,4 тыс. га (1,9%), Туруханском районе - 1321,9 тыс. га (6,3%). В Северо-Енисейском и Кежемском районах ООПТ отсутствуют.


В целях развития системы ООПТ в северных и арктических территориях Красноярского края предусматривается создание новых ООПТ регионального значения (государственные природные заказники Вороговские острова, Озеро Маковское, Канготовские протоки в Туруханском районе; Сымский в Енисейском районе и др.), уточнение категорий, проектируемых ООПТ и их площади.


Поэтапное расширение сети ООПТ краевого значения позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.


В настоящее время в Красноярском крае формируются предпосылки для развития территорий традиционного природопользования (далее - ТТП).


С учетом особенностей правового режима ТТП (в соответствии с ФЗ от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и Земельным кодексом РФ) должны относиться к ООПТ федерального, регионального и местного значений. Однако практика создания ТПП, а также намечаемые законодательные решения в этой области не обеспечивают выполнения этого требования.


По мнению региональных ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, действующих на территории Сибирского Федерального округа, правоприменительная практика организации ТПП ведет к ухудшению правового положения коренных малочисленных народов и нарушению их конституционных прав на традиционное природопользование и защиту исконной среды обитания:


создаваемые "территории традиционного природопользования" лишаются статуса "особо охраняемой территории";


на ТТП КМНС разрешается осуществлять добычу и использование объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов только традиционными способами и только в целях удовлетворения личных потребностей;


не закрепляется право КМНС осуществлять деятельность по добыче и использованию объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов в целях реализации и получения прибыли;


не предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов заключать соглашения об осуществлении деятельности на ТТП;


не предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов возмещать убытки, причиненные в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью этих субъектов на ТТП.


Многие природные блага, которыми пользуются КМНС, не всегда имеют рыночную стоимость, так как не реализуются на рынке, а потребляются местными жителями для удовлетворения собственных нужд (например, некоторые ягоды, рыба, дикоросы и др.). Для комплексного учета природных благ при оценке ресурсной продуктивности территории необходима разработка дифференцированных региональных экономических нормативов оценки природного капитала, которые могут использоваться при оценке причиненного вреда.


Требует совершенствования механизм распределения средств, поступающих в рамках компенсации причиненного вреда КМНС. Оправданным (справедливым) представляется подход, согласно которому компенсации за причиненный ущерб и выгоды от промышленного проекта, реализуемого на ТТП, должны получать все их жители, которые непосредственно не связаны с реализацией проекта, но чьи интересы могут быть затронуты: это касается и родовых общин, и работников бюджетной сферы, и пенсионеров и т.д. Такие выплаты могут производиться, как в рамках соглашений между заинтересованными сторонами, так и в рамках формирования фондов социально-экономического развития данных территорий.