Перспективы развития северных и арктических территорий Красноярского края определяются их принадлежностью к рассмотренным типам.
1. Относительно освоенные территории с круглогодичным наземным транспортным сообщением. Целесообразно усиление их роли логистической, технологической и кадровой базы для освоения северных и арктических территорий Красноярского края. Безусловно, необходимо улучшение качества местных дорог (в частности, в Кежемском районе), что поможет увеличить скорость транспортировки и снизить затраты на ремонт техники.
2. Прибрежные зоны рек и зона СМП, доступные для крупнотоннажных перевозок водным транспортом. Здесь необходимы меры по улучшению транспортной связанности с другими поселениями (причальные сооружения, увеличение числа рейсов и т.п.). Прибрежные населенные пункты специализируются на административных функциях, а их население активно задействовано в традиционных отраслях хозяйства (рыбный промысел, охота, сбор дикоросов и др.), причем вне зависимости от статуса принадлежности к КМНС, что, в свою очередь, создает конфликтные ситуации в сфере природопользования (регулирование по этническому признаку, тогда как более целесообразен был бы критерий длительного проживания на соответствующей территории - по примеру штата Аляска). Тем не менее, с точки зрения социально-экономического развития такие поселки имеют важное преимущество благодаря относительной дешевизне доставки грузов, хотя в некоторых случаях (отсутствие причальных сооружений) это затруднительно.
3. Бездорожье. Для многих "внутренних" поселений характерна стабильная или даже растущая численность населения в силу традиционно высокой рождаемости местного населения, в значительной степени принадлежащего к группе КМНС. Такие районы - главные очаги сохранения традиционной культуры, языка, традиций. Потенциально они могли бы представлять интерес с точки зрения развития туризма, но здесь очевидное ограничение будет накладывать отсутствие транспортной доступности.
Основные проблемы поселений зоны бездорожья связаны с поддержанием коммунальной инфраструктуры и качества жизни населения. Поэтому здесь, как и для предыдущего типа прибрежных населенных пунктов, необходима радикальная перестройка системы жизнеобеспечения за счет внедрения более экономных технологий и техники - в частности возобновляемых источников энергии. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе целесообразно развитие сети ветряных электростанций в таких поселках, как: п. Волочанка, пгт Диксон, с. Караул, п. Катырык, п. Кресты, п. Левинские Пески, п. Новая, п. Новорыбная, п. Носок, п. Попигай, п. Потапово, п. Сындасско, п. Усть-Авам, п. Хантайское Озеро и др. В более южных районах северных территорий Красноярского края - использование торфа (например, с. Ярцево Енисейского района), микрогидроэлектростанций (например, на р. Кеть Енисейского района, р. Тасеевка Мотыгинского района и др.). Важным экономическим фактором развития этих территорий будет реформирование системы природопользования (в части организации прозрачных схем добычи, сертификации, транспортировки и сбыта продукции оленеводства, охоты, рыболовства, сбора дикоросов).
Внутри зоны бездорожья исторически выделяются населенные пункты, расположенные на внутренних водных магистралях. Это важнейшие экономические и административные центры: п. Тура, с. Байкит, с. Ванавара с. Хатанга. Целая группа (исторические поселения по линии г. Дудинка - р. Пясина - р. Дудыпта - п. Усть-Авам - п. Волочанка - р. Хатанга), по которой шло проникновение на Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район русской колонизации. Населенные пункты на внутренних водных магистралях, в первую очередь - наделенные административным статусом центров муниципальных районов и центров сельских поселений будут рассматриваться как потенциальные стартовые точки (полюса роста) внедрения инновационных технологий, ориентированных на улучшение качества жизни населения и устойчивость экономики северных и арктических территорий (пилотные площадки реализации новых проектов в рамках рабочих групп (проектная команда) - см. раздел 3).
4. Территории новых ресурсных проектов. В районах реализации новых ресурсных проектов перспективы развития будут непосредственно связаны не только с деятельностью по добыче ресурсов, но и с организацией более тесного взаимодействия с сообществами и администрациями муниципальных образований (государственно-частное и муниципально-частное взаимодействие в сфере использования транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, заказы на поставку продовольствия, например, рыбы для нужд работников предприятий).
5. Старопромышленные территории сталкиваются с непредвиденными проблемами свертывания производства, неизвестными в советское время (по идеологическим причинам верховенство "основного экономического закона социализма" исключало ситуации сворачивания хозяйственной деятельности на ранее освоенных территориях даже в случае потери ее экономической эффективности - за исключением "неперспективных деревень" и зон затопления водохранилищами в районе строительства гидроэлектростанции). Перед этими территориями стоит вызов разработки адекватных механизмов санации и трансформации, перепрофилирования, управляемого сжатия или ликвидации.
6. Островной промышленный район. Устойчивость развития Норильского промышленного района будет усилена не только за счет промышленности, но и в связи с функций базы социально-экономического развития окружающих территорий (научно-инновационный, культурный, медицинский, образовательный, торговый, строительный центр всего Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района), что невозможно без организации более устойчивого транспортного сообщения между г. Норильском и другими населенными пунктами.
Детальное представление о траекториях развития по отдельным поселениям будет получено в ходе специальных исследований, предусмотренных на первом этапе работы РГ социально-экономического развития северных и арктических территорий Красноярского края.