Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года



4.1.3. Недропользование и переработка полезных ископаемых (включая использование инновационных технологий освоения месторождений)


Учитывая геологические условия, а также конъюнктуру рынка минеральных ископаемых, приоритет в освоении до 2035 года на территории арктической зоны Красноярского края, помимо цветных металлов и каменного угля, принадлежит углеводородному сырью. Проекты по освоению топливно-энергетических полезных ископаемых могут стать "якорными" при создании опорной арктической зоны на территории Красноярского края.


Центр нефтегазодобычи, прилегающий к восточному побережью Енисейского залива, начинает формироваться вокруг Пайяхского и Байкаловского месторождений. Их суммарные извлекаемые запасы составляют более 200 млн тонн нефти и около 90 млрд куб. м природного газа. Пайяхское месторождение в среднесрочной перспективе планирует осваивать АО "Таймырнефтегаз". Транспортировку нефти предполагают осуществлять по Северному морскому пути, для чего компания разрабатывает проект строительства морского нефтяного терминала "Север" и подводящего нефтепровода протяженностью 413 км.


Перспективно формирование центра нефтегазодобычи у берегов Хатангского залива. На одном из 4 лицензионных участков в указанном районе ПАО "НК "Роснефть" и дочерней компанией ООО "РН-Шельф-Арктика" в 2017 - 2018 годы пробурена первая поисково-оценочная скважина "Центрально-Ольгинская N 1ПО" (Хатангский участок) и открыто месторождение нефти. Проекты промышленного использования месторождений углеводородного сырья Хатангского залива ориентированы на долгосрочные перспективы и поставки нефти Северным морским путем.


Помимо освоения континентальных ресурсов арктической зоны Красноярского края, в долгосрочной перспективе возможна разработка прилегающих участков континентального арктического шельфа. В настоящее время ведется изучение геологического строения и перспектив нефтегазоносности восточной части акватории Карского моря и Енисейского залива.


Для активизации применения новых технологий при пионерном освоении ресурсных объектов в северных и арктических территориях краевые власти установят преференциальный режим для ресурсных корпораций. Речь идет о пакете финансовых и "имиджевых" мероприятий, которые будут систематизированы в специальном региональном нормативном правовом акте "О поддержке инновационной деятельности в новых объектах недропользования в северных и арктических территориях Красноярского края". Данное предложение внесено в РГ "Территория: доступность".


В целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации в рамках РГ "Территория: доступность" предусмотрено внедрение наилучших доступных технологий хозяйственной деятельности; расширение и развитие государственной сети наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Утилизация закрываемых производств и финансирование технологических работ по очистке территории в соответствии с законодательством возможны за счет предприятий, в результате работы которых причинен вред окружающей среде.


Важной задачей Стратегии выступит сохранение биологического разнообразия северных и арктических территорий Красноярского края. В рамках РГ "Территория: доступность" предусмотрена разработка мер по защите ценных природных комплексов, поддержанию и развитию сети ООПТ, которая подразумевает внесение сведений о границах ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости; актуализация режимов охранных зон ООПТ, а также создание охранных зон заповедников и памятников природы при их отсутствии и внесение сведений об их границах в Единый государственный реестр недвижимости; обеспечение соблюдения режима ООПТ (в части ООПТ краевого значения - создание Арктического филиала КГКУ "Дирекция по ООПТ"); обеспечение режима охраны и природопользования водно-болотных угодий международного значения (актуализация режимов водно-болотных угодий, внесение сведений об их границах в единый государственный реестр (предварительно включение данного требования в федеральное законодательство); обеспечение стабильного состояния и роста численности популяций промысловых видов охотничьих ресурсов, в том числе проведение раз в три года мониторинга состояния популяций дикого северного оленя; обеспечение стабильного состояния и роста численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных.


Вышеуказанные мероприятия позволят сохранить ключевые биологические объекты, составляющие основу социально-экономического благосостояния жителей удаленных сел и поселений северных и арктических территорий Красноярского края.