Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" (с изменениями на 26 декабря 2023 года)


1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Кировской области на 01.01.2019 составила 2557 километров, из которых 1897 километров (73,6%) не соответствует нормативным требованиям. Основной причиной неразвитости дорожной инфраструктуры Кировской области является недостаточность средств, поступающих в дорожный фонд Кировской области. Однако на протяжении последних лет (2015 - 2019 годы) наблюдается устойчивая положительная тенденция сокращения дефицита средств дорожного фонда Кировской области. Так, в 2015 году расходы регионального дорожного фонда составили 3,9 млрд. рублей (в том числе 1,2 млрд. рублей - федеральные средства), в 2019 году - порядка 8 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 2,5 млрд. рублей, средства областного бюджета - 5,45 млрд. рублей).


Несоответствие автомобильных дорог нормативным требованиям является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. В результате реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в 2018 году по сравнению с 2012 годом на территории Кировской области количество граждан, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, снизилось на 27,8% (в 2012 году - 241 человек, в 2018 году - 174 человека). Снижение значения показателя смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в дальнейшем планируется достичь за счет оснащения организаций здравоохранения санитарным транспортом, активизации пропагандистско-воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников движения и их родителей, развития системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышения безопасности дорожных условий.


Состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не соответствует уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, а также ограничивает развитие единого экономического пространства Кировской области, отрицательно влияет на полноту освоения ресурсов и уровень транспортного обслуживания населения Кировской области. Так, на начало 2019 года отсутствовала устойчивая автодорожная связь с Вологодской и Архангельской областями, не соединены с г. Киров автомобильными дорогами с твердым покрытием 2 районных центра - пгт Подосиновец и г. Луза. Дальнейшее развитие транспортной системы Кировской области сдерживают наличие территориальных диспропорций в социально-экономическом положении муниципальных образований Кировской области (удаленные территории в отличие от центральных характеризуются низкой плотностью населения и слабым развитием транспортной инфраструктуры), несоответствие технического состояния транспортной инфраструктуры современным требованиям (высокая степень износа активной и пассивной частей основных фондов, недостаточный уровень внедрения информационных технологий в процессы организации дорожного движения и регулярных пассажирских перевозок).


Основным видом транспорта, используемым в Кировской области для перевозок пассажиров, является автомобильный транспорт. В 2018 году количество перевезенных автомобильным транспортом пассажиров составило 106,8 млн. человек, общий удельный вес таких перевозок в общем объеме пассажирских перевозок - около 87%. По состоянию на 01.01.2019 регулярные пассажирские перевозки (в том числе льготные) автомобильным транспортом осуществляли более 70 организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.


Перевозки пассажиров городским электрифицированным транспортом (троллейбусами) осуществляются на территории муниципального образования "Город Киров" единственным перевозчиком.


На 01.01.2019 в Кировской области сеть межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок включала 88 маршрутов (в том числе 52 маршрута пригородного сообщения и 36 маршрутов междугородного сообщения). По межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляли перевозку пассажиров 42 перевозчика.


Во всех муниципальных образованиях Кировской области транспортное обслуживание населения обеспечивается перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки, или перевозчиками, работающими по заказу. По состоянию на 01.01.2019 общее количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок составило 359 единиц (в том числе 7 троллейбусных маршрутов, 99 городских автобусных маршрутов, 245 пригородных маршрутов, 8 междугородных маршрутов). Пассажирские перевозки в муниципальных образованиях Кировской области осуществляли 57 перевозчиков.


Наиболее крупным объектом транспортной инфраструктуры, обслуживающим пассажирский автомобильный транспорт, является автовокзал в г. Киров, с которого ежедневно отправляются около 3000 человек, осуществляются десятки рейсов.


Организация транспортного обслуживания населения в пределах Кировской области осуществляется путем проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам и конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах.


За счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского сообщения и автомобильным транспортом пригородного сообщения, возмещается часть недополученных доходов в связи с установлением стоимости льготного проезда для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области (инвалидов, пенсионеров, обучающихся общеобразовательных организаций). В целом по итогам 2018 года количество перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд, составило 11,1 млн. человек (в городском сообщении - 9% от общего объема перевезенных пассажиров, в пригородном сообщении - 12%).


Пригородные железнодорожные пассажирские перевозки имеют высокое социально-экономическое значение, удовлетворяют потребность населения в перемещении к местам работы, службы, учебы и отдыха. На долю железнодорожного транспорта приходится около 25% пассажирооборота в пригородном сообщении на территории Кировской области. Услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении оказываются 2 организациями: акционерным обществом "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", акционерным обществом "Содружество". Правительство Кировской области компенсирует указанным организациям часть недополученных доходов вследствие государственного регулирования тарифов.


В Кировской области аэропортовое обслуживание осуществляется акционерным обществом "Аэропорт Победилово". Для организации бесперебойной аэропортовой деятельности (содержание аэродрома в нормативном состоянии, соблюдение норм безопасности полетов, норм авиационной и транспортной безопасности при обслуживании воздушных судов и авиапассажиров), выполнения акционерным обществом "Аэропорт Победилово" его договорных обязательств необходима регулярная государственная поддержка (субсидирование).


По состоянию на 01.01.2019 пассажиропоток аэропорта "Победилово" составил 128,3 тыс. человек в год. Ключевыми маршрутами аэропорта "Победилово" являются города Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Симферополь, Нарьян-Мар.


В рамках предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области выдано 1362 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области, в 2018 году в бюджет Кировской области поступило 1362 тыс. рублей. В целом состояние рынка услуг перевозки пассажиров легковым такси характеризуется как стабильное, в дальнейшем планируется сохранить достигнутые показатели.