Спорт высших достижений остается одним из важнейших приоритетов в развитии спорта в Алтайском крае.
Мировой и отечественный опыт показывает, что средства, вложенные государством в развитие физической культуры и спорта, обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. Понимание того, что будущее страны невозможно без физически и духовно здоровых членов общества, способствует усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства.
Перед системой спортивных организаций стояли и стоят две основные задачи: воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка спортивного резерва для спорта высших достижений. При этом необходимо учитывать тенденцию современного спорта высших достижений - его профессионализацию.
Спортсмены Алтайского края достойно представляют свой регион на всероссийских и международных соревнованиях. Количество ведущих спортсменов Алтайского края, вошедших в составы сборных команд России по олимпийским видам спорта, и призеров Сибирского федерального округа составляет 62 человека.
В целях стимулирования спортсменов Алтайского края, членов сборных команд Российской Федерации, участников Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и их тренеров, тренеров-преподавателей по итогам выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях осуществляются единовременные денежные выплаты. Спортсмены получают субсидии на улучшение их жилищных условий; выплачиваются именные стипендии Губернатора Алтайского края десяти ведущим и юным талантливым спортсменам; поощряются детские спортивные тренеры, тренеры-преподаватели Алтайского края.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.06.2023 N 199)
В последнее время назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию организаций в части их ведомственной принадлежности, наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский, тренерско-преподавательский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.06.2023 N 199)
С 2018 года в крае функционирует 77 физкультурно-спортивных организаций, 50 из которых полностью перешли на реализацию программ спортивной подготовки и 22 - частично, что составляет 93,5% от общей численности физкультурно-спортивных и образовательных организаций, находящихся в ведомственной принадлежности органов управления физической культурой и спортом, образованием. На сегодняшний день общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 45156 человек. В 2018 году доля занимающихся на тренировочном этапе в общем числе занимающихся на этапе начальной подготовки составляла 67,4%, доля занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства в общем числе занимающихся на тренировочном этапе - 4,48%, доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в общем числе занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства - 32,7%. К 2024 году будет обеспечен переход всех занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта на программы спортивной подготовки.
В настоящее время возможно говорить о частично сформированной физкультурно-спортивной отрасли в Алтайском крае как отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Однако процесс подготовки спортивного резерва в Алтайском крае имеет ряд существенных проблем:
недостаточный уровень финансирования физкультурно-спортивной деятельности в муниципальных спортивных школах, а также уменьшение доли расходов на тренировочную и соревновательную деятельность, что не позволяет организовать тренировочный процесс на высоком уровне;
оснащенность школ спортивным инвентарем и оборудованием зачастую не соответствует современным требованиям: недостаточное финансирование не позволяет приобретать высококачественный инвентарь для повышения мастерства и увеличения результативности;
дефицит квалифицированных кадров в отрасли: меняющиеся технологии спортивной подготовки требуют постоянного повышения квалификации имеющихся кадров, их социальной защиты и поддержки, а также привлечения в сферу новых квалифицированных специалистов;