Транспортно-логистическая инфраструктура
Тюменская область имеет разветвленную транспортную сеть, важной составляющей которой являются автомобильные дороги.
Автомобильные дороги федерального значения связывают город Тюмень с городами Екатеринбургом, Омском, Курганом, Ханты-Мансийском. Опорная сеть автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения формирует каркас внутрирегионального транспортного сообщения и связывает между собой все муниципальные образования. Дорожной сетью с твердым покрытием соединены 1 008 населенных пунктов из 1 231 (без учета городов), в которых проживает 99% населения Тюменской области.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Тюменской области на 01.01.2019 составила 19 224,2 км, из них: федеральные - 1 128,0 км с твердым покрытием на всем протяжении, региональные или межмуниципальные - 8 684,3 км, в том числе с твердым покрытием - 7 141,6 км, местные - 9 411,9 км, в том числе с твердым покрытием - 5 811,4 км.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 01.01.2019 составила 88,0 км на 1 000 кв. км территории, что превышает в 1,4 раза среднероссийский показатель и в 2,1 раза - показатель по Уральскому федеральному округу.
В Тюменской области идет активное строительство и модернизация дорожной инфраструктуры (транспортных развязок), строительство и реконструкция автомобильных дорог (в том числе первой категории), улично-дорожной сети населенных пунктов, надземных пешеходных переходов. Завершен масштабный проект по созданию Тюменской кольцевой автомобильной дороги (ТКАД). Общая протяженность ее строительства составила 55 км. Возведено 29 транспортных развязок, мостов и путепроводов. В целях обеспечения безопасности пешеходов построено 18 надземных и подземных пешеходных переходов.
По территории Тюменской области проходит основной транспортный коридор России "Запад-Восток". Регион пересекает участок Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящий через города Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим. Железнодорожное сообщение связывает Транссибирскую магистраль с основными центрами добычи нефти и газа в автономных округах. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на территории Тюменской области на начало 2019 года составила 877,3 км, густота сети железных дорог равна 54,8 км путей на 10 тыс. кв. км территории.
С 2007 по 2018 годы наблюдался существенный рост объемов отправления грузов с железнодорожных станций Тюменской области (в 2,9 раза) и автомобильным (в 2,9 раза) транспортом. При этом пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования сократился на 15%, отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования - на 24%.
Наличие судоходных рек, автомобильных и железных дорог, воздушных линий, которые обеспечивают связь европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком, связь территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа с общероссийской транспортной сетью, а также отправление и транзит грузов и пассажиров в северные районы из Казахстана, стран Центральной Азии и других направлений, обуславливают перспективы развития транспортно-логистической зоны на территории Тюменской области.
В настоящее время общая протяженность внутренних водных путей в границах Тюменской области (включая автономные округа) составляет 11 834 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов - 5 059 км.
Внутренний водный транспорт для Тюменской области (включая автономные округа) во многом остается единственным общедоступным и безальтернативным видом транспорта при доставке грузов и пассажиров в отдаленные населенные пункты районов Крайнего Севера и местности к ним приравненные, которые составляют 80% от общего объема перевозок грузов и пассажиров по Тюменской области. Особенностью функциональной деятельности на внутреннем водном транспорте является ограниченный климатическими условиями период навигации - в среднем не более 140 - 165 суток. При этом на боковых и малых реках навигационный период резко сокращается при наступлении ранней межени в условиях маловодности.
Особую важность имеет развитие автомобильных и железнодорожных транспортных коридоров в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ. В результате реализации инфраструктурных проектов "Северный широтный ход", железной дороги Бованенково - Сабетта, развития морского порта Сабетта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа появится возможность транспортировки продукции, произведенной предприятиями Тюменской области, по внутренним водным путям с перевалкой на морские суда в порту Сабетта, далее по Северному морскому пути морскими судами в страны Азии и Европы, в регионы Сибири, Дальнего Востока России.
Благоприятным фактором, влияющим на развитие областной транспортной системы, является относительная географическая близость к планируемому транспортному коридору "Европа - Западный Китай".
Наличие транспортных коридоров определяет возможности развития складской и логистической инфраструктуры. Реализуются проекты по созданию логистических комплексов. В 2016 году введен в эксплуатацию логистический комплекс компании "Тандер" в Тюменском районе, в 2017 году завершено строительство современного логистического центра для приема и переработки сырья компанией "Мясокомбинат "Ялуторовский" и открыта 1-я очередь проекта строительства логистического складского комплекса компанией "ТюменьЛогоЦентр" в городе Тюмени.
В целях транспортного обслуживания населения труднодоступных населенных пунктов осуществляется субсидирование авиаперевозок малой авиации.