Таблица 9 - Анализ факторов развития социальной сферы Тюменской области
Сильные стороны | Слабые стороны | ||
1 | Рост численности населения за счет естественного и миграционного приростов | 1 | Высокая дифференциация доходов населения |
2 | Высокий уровень занятости населения | 2 | Недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда, в том числе доступности объектов для людей с инвалидностью |
3 | Уровень заработной платы выше среднероссийского | 3 | Высокий уровень преступности |
4 | Уровень обеспеченности жильем выше среднероссийского | 4 | Неготовность общественности и педагогического сообщества к паритетным партнерским взаимоотношениям и взаимообусловленному межотраслевому сотрудничеству |
5 | Наличие социально ответственных предприятий | 5 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ниже среднероссийского уровня и существенно ниже уровня развитых экономик |
6 | Наличие образовательного и научного потенциала. Развитие информационно-образовательной среды | 6 | Недостаточность развития креативной среды, творческих индустрий |
7 | Ориентированность системы профессионального образования на потребности экономики | 7 | Высокий износ основных фондов в отдельных отраслях социальной сферы |
8 | Развитая система оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи | ||
9 | Наличие многопрофильной сети учреждений культуры и искусства, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры | ||
10 | Наличие профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, известных в России и за рубежом | ||
11 | Наличие развитой сети социально ориентированных некоммерческих организаций и инфраструктуры для их поддержки | ||
12 | Высокая гражданская активность населения | ||
Возможности | Угрозы | ||
1 | Возможности совершенствования системы обеспечения населения доступным жильем, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг | 1 | Ухудшение демографического профиля региона в связи с увеличением доли старших возрастных групп и ростом числа иждивенцев по соотношению к численности трудоспособного населения |
2 | Возможности развития системы дошкольного, начального и среднего, в том числе инклюзивного, общего образования, соответствующей демографической ситуации на территории | 2 | Увеличение дифференциации доходов населения |
3 | Модернизация и обеспечение инновационного развития сети организаций культуры и искусства, создание системы развития творческого ресурса отрасли | 3 | Невысокий рост реальных доходов населения |
4 | Формирование новой технологической основы для развития социальной сферы, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора | 4 | Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, доходной базы бюджета |
5 | Перепрофилирование работников с учетом потребности рынка труда и перспективных направлений развития экономики региона | 5 | Внутрирегиональные диспропорции в обеспечении населения отдельными видами услуг отраслей социальной сферы |
6 | Возможности существенного увеличения объемов предоставления медицинских услуг (в том числе высокотехнологичных) как жителям области, так и других регионов, вследствие роста спроса на данные услуги в результате изменения возрастной структуры населения и повышения благосостояния | 6 | Отток населения из сельской местности |
7 | Потенциал увеличения продолжительности жизни населения | 7 | Трансграничный перенос загрязняющих веществ с соседних регионов |
8 | Деструктивная гражданская активность, активность ради пиара |
Анализ сильных и слабых сторон, составляющих совокупность факторов социально-экономического развития Тюменской области, свидетельствует о существенных конкурентных преимуществах региона, заключающихся в наличии значительного стратегического потенциала как в развитии экономики, так и в социальной сфере. Это выражается, в первую очередь, в наличии необходимого объема различных видов ресурсов, высоком уровне развития производительных сил и социальной сферы, выгодном географическом положении региона.
Слабые стороны состояния экономики и социальной сферы региона заключаются, главным образом, в неудовлетворительном состоянии основных производственных фондов в производственной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, ограничении финансовых возможностей по заимствованию капитала предприятий, низком уровне внедрения инновационно-технологических разработок, высокой зависимости ряда отраслей от заказов предприятий нефтегазового сектора.
Наличие благоприятного инвестиционного климата, возможностей и перспектив инновационного пути развития, внедрения инновационных технологий, предполагающих повышение производительности труда и сокращение удельных затрат, являются возможностями преодоления слабых сторон.
Угрозы связаны, главным образом, с возможным обострением геополитической ситуации и ограничением доступа к заемному финансированию и привлечению зарубежных технологий, что в сочетании со слабыми сторонами развития области создает риски для развития экономики и социальной сферы. Преодоление указанных рисков предполагается в том числе за счет использования сильных сторон, включающих устойчивый экономический рост на протяжении последних лет; значительные объемы собственных доходов регионального бюджета, низкий уровень государственного долга, позволяющие осуществлять устойчивую региональную политику.
Выстраивание системы стратегического целеполагания базируется на основе проведенного анализа и определяет стратегическое видение развития Тюменской области.
Эффективная государственная политика и реализация комплекса мероприятий, базирующихся на активизации сильных сторон, позволит успешно использовать возможности и преодолеть слабые стороны социально-экономического развития Тюменской области.
Выбор приоритетов, целей, задач и направлений развития Тюменской области определяется интересами и ресурсами субъектов стратегического развития (население, хозяйствующие субъекты, органы управления), которые влияют на ее социально-экономическое развитие. Достижение баланса интересов субъектов стратегического развития способствует эффективному развитию Тюменской области. Типологизация и определение интересов субъектов стратегического развития Тюменской области представлены в приложении 2.