Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (с изменениями на 27 марта 2024 года)


Таблица 9 - Анализ факторов развития социальной сферы Тюменской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Рост численности населения за счет естественного и миграционного приростов

1

Высокая дифференциация доходов населения

2

Высокий уровень занятости населения

2

Недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда, в том числе доступности объектов для людей с инвалидностью

3

Уровень заработной платы выше среднероссийского

3

Высокий уровень преступности

4

Уровень обеспеченности жильем выше среднероссийского

4

Неготовность общественности и педагогического сообщества к паритетным партнерским взаимоотношениям и взаимообусловленному межотраслевому сотрудничеству

5

Наличие социально ответственных предприятий

5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ниже среднероссийского уровня и существенно ниже уровня развитых экономик

6

Наличие образовательного и научного потенциала. Развитие информационно-образовательной среды

6

Недостаточность развития креативной среды, творческих индустрий

7

Ориентированность системы профессионального образования на потребности экономики

7

Высокий износ основных фондов в отдельных отраслях социальной сферы

8

Развитая система оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи

9

Наличие многопрофильной сети учреждений культуры и искусства, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры

10

Наличие профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, известных в России и за рубежом

11

Наличие развитой сети социально ориентированных некоммерческих организаций и инфраструктуры для их поддержки

12

Высокая гражданская активность населения

Возможности

Угрозы

1

Возможности совершенствования системы обеспечения населения доступным жильем, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг

1

Ухудшение демографического профиля региона в связи с увеличением доли старших возрастных групп и ростом числа иждивенцев по соотношению к численности трудоспособного населения

2

Возможности развития системы дошкольного, начального и среднего, в том числе инклюзивного, общего образования, соответствующей демографической ситуации на территории

2

Увеличение дифференциации доходов населения

3

Модернизация и обеспечение инновационного развития сети организаций культуры и искусства, создание системы развития творческого ресурса отрасли

3

Невысокий рост реальных доходов населения

4

Формирование новой технологической основы для развития социальной сферы, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора

4

Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, доходной базы бюджета

5

Перепрофилирование работников с учетом потребности рынка труда и перспективных направлений развития экономики региона

5

Внутрирегиональные диспропорции в обеспечении населения отдельными видами услуг отраслей социальной сферы

6

Возможности существенного увеличения объемов предоставления медицинских услуг (в том числе высокотехнологичных) как жителям области, так и других регионов, вследствие роста спроса на данные услуги в результате изменения возрастной структуры населения и повышения благосостояния

6

Отток населения из сельской местности

7

Потенциал увеличения продолжительности жизни населения

7

Трансграничный перенос загрязняющих веществ с соседних регионов

8

Деструктивная гражданская активность, активность ради пиара


Анализ сильных и слабых сторон, составляющих совокупность факторов социально-экономического развития Тюменской области, свидетельствует о существенных конкурентных преимуществах региона, заключающихся в наличии значительного стратегического потенциала как в развитии экономики, так и в социальной сфере. Это выражается, в первую очередь, в наличии необходимого объема различных видов ресурсов, высоком уровне развития производительных сил и социальной сферы, выгодном географическом положении региона.


Слабые стороны состояния экономики и социальной сферы региона заключаются, главным образом, в неудовлетворительном состоянии основных производственных фондов в производственной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, ограничении финансовых возможностей по заимствованию капитала предприятий, низком уровне внедрения инновационно-технологических разработок, высокой зависимости ряда отраслей от заказов предприятий нефтегазового сектора.


Наличие благоприятного инвестиционного климата, возможностей и перспектив инновационного пути развития, внедрения инновационных технологий, предполагающих повышение производительности труда и сокращение удельных затрат, являются возможностями преодоления слабых сторон.


Угрозы связаны, главным образом, с возможным обострением геополитической ситуации и ограничением доступа к заемному финансированию и привлечению зарубежных технологий, что в сочетании со слабыми сторонами развития области создает риски для развития экономики и социальной сферы. Преодоление указанных рисков предполагается в том числе за счет использования сильных сторон, включающих устойчивый экономический рост на протяжении последних лет; значительные объемы собственных доходов регионального бюджета, низкий уровень государственного долга, позволяющие осуществлять устойчивую региональную политику.


Выстраивание системы стратегического целеполагания базируется на основе проведенного анализа и определяет стратегическое видение развития Тюменской области.


Эффективная государственная политика и реализация комплекса мероприятий, базирующихся на активизации сильных сторон, позволит успешно использовать возможности и преодолеть слабые стороны социально-экономического развития Тюменской области.


Выбор приоритетов, целей, задач и направлений развития Тюменской области определяется интересами и ресурсами субъектов стратегического развития (население, хозяйствующие субъекты, органы управления), которые влияют на ее социально-экономическое развитие. Достижение баланса интересов субъектов стратегического развития способствует эффективному развитию Тюменской области. Типологизация и определение интересов субъектов стратегического развития Тюменской области представлены в приложении 2.