(с изменениями на 29 апреля 2022 года)
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 18.09.2020 N 602-п, от 29.04.2022 N 272-п)
В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить Порядок проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Тюменской области, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Тюменской области согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить Порядок проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Тюменской области, а также контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Тюменской области согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Департамент финансов Тюменской области.
Губернатор области
А.В.МООР
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА ПОСЛЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Тюменской области (далее - предварительный анализ), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Тюменской области (далее - последующий анализ).
1.2. Предварительный анализ осуществляется Департаментом финансов Тюменской области на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов. Перечень документов установлен постановлением Правительства Тюменской области от 11.10.2019 N 360-п "Об установлении формы заявки и перечня документов для предоставления государственной гарантии Тюменской области".
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
1.3. Последующий анализ осуществляется Департаментом финансов Тюменской области с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов, перечень которых установлен приложением к настоящему Порядку.
1.4. Анализ финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов) включает в себя:
1.4.1. для юридических лиц:
- анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
- проверку состояния расчетов с бюджетами всех уровней;
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
- оценку финансового состояния;
- оценку результативности финансово-хозяйственной деятельности;
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
- оценку результатов анализа.
(абзац введен постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
1.4.2. для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ;
- анализ исполнения бюджета по доходам;
- анализ кредиторской задолженности;
- анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам.
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
состав основных средств, их структура, стоимость, изменения за анализируемый период;
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2022 N 272-п)
характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
изменения за анализируемый период капитала, резервов.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.3. Для оценки финансового состояния юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
показатели платежеспособности.
Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - ф. 0710001).
2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = стр. 1250 / стр. 1500 - (стр. 1530 + стр. 1540).
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность юридических лиц оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
К2 = (стр. 1250 + стр. 1240 + стр. 1230) /
/ стр. 1500 - (стр. 1530 + стр. 1540).
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (K3) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
К3 = стр. 1200 / стр. 1500 - (стр. 1530 + стр. 1540).
Для расчета коэффициента текущей ликвидности, кроме названных при расчете К3 статей, корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".