Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства области от 05.05.2016 N 531-п



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


Рост производства продукции, полученной от сельскохозяйственных животных, и импортозамещение зависят от эпизоотического благополучия животноводства и от снижения уровня заболеваемости животных заразными болезнями, в том числе африканской чумой свиней (далее - АЧС), наносящими значительный экономический ущерб сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2048-р рекомендовано разработать и обеспечить утверждение, финансирование и введение в действие региональных программ по предотвращению заноса, распространения и ликвидации АЧС.


АЧС относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних свиней, кабанов и независимо от способа распространения вызывает стопроцентную гибель животных всех возрастов. Существует возможность мутации вируса, поэтому не исключено образование стойких резервуаров вируса АЧС в дикой природе. Эффективных средств профилактики и лечения АЧС до настоящего времени не разработано, лечение запрещено.


Впервые в России АЧС зарегистрирована в 2007 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области. С 2007 года по 21 января 2020 года количество вспышек АЧС достигло 1537. Активные вспышки АЧС по состоянию на 21 января 2020 года установлены в 13 регионах Российской Федерации, в том числе в Ярославской области, из них 4 - среди домашних свиней.


В Ярославской области АЧС регистрировалась в 2012 году (1 случай), в 2013 году (15 случаев), в 2015 году (2 случая среди диких кабанов), а также в 2019 и 2020 годах (по одному случаю среди диких кабанов). Из резервного фонда Правительства области в целях ликвидации очагов АЧС и инфицированных объектов выделено: в 2012 году - 10735323 рубля, в 2013 году - 13407150 рублей, в 2015 году - 912624 рубля.


Экономический ущерб от заболеваемости сельскохозяйственных животных заразными болезнями, в том числе АЧС, определяется не только финансовыми потерями в случае заболевания, падежа, вынужденного убоя животных и введения ограничений на реализацию скота, готовой сельскохозяйственной продукции, но и другими прямыми и косвенными потерями, связанными с ежегодными затратами на приобретение оборудования и реактивов для проведения диагностических исследований.


Разработка и реализация ОЦП позволит решить в указанный период такие важные задачи, как:


- частичное укрепление материально-технической базы учреждений области для предотвращения возникновения и ликвидации заболеваемости животных АЧС и другими заразными болезнями;


- организация постоянного мониторинга и анализа эпизоотической ситуации по АЧС;


- перепрофилирование части личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), занимающихся свиноводством, на другие виды животноводства;


- сокращение численности диких кабанов.


Кроме того, ветеринарной службой области проводится комплекс профилактических мер по предупреждению возникновения заразных болезней животных. В частности, осуществляется разъяснительная работа среди населения с привлечением средств массовой информации: до населения доводится информация о наличии угрозы возникновения очагов АЧС и других заразных болезней животных, мерах по профилактике и ликвидации заболевания. Локализация очага АЧС, проведение карантинных мероприятий и ликвидация свинопоголовья в первой угрожаемой зоне сопровождаются большими финансовыми потерями.


Таким образом, реализация ОЦП позволит ветеринарной службе области своевременно блокировать вспышки АЧС и не допускать ее массового распространения.


Общая ситуация по АЧС в Российской Федерации, сформировавшаяся эндемичная зона и продолжающиеся случаи выявления заболевания требуют активизации усилий для реализации мер противодействия заболеванию.