Статус документа
Статус документа

ПНСТ 460-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

КООПЕРАТИВНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Часть 1

Роли и ответственность в контексте архитектуры кооперативных интеллектуальных транспортных систем

Intelligent transportation systems. Cooperative ITS. Part 1. Roles and responsibilities in the context of cooperative ITS architecture



ОКС 35.240.60

Срок действия с 2021-06-01
до 2024-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" (ФГБОУ ВО "МАДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2020 г. N 74-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 17427-1:2018* "Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные ИТС. Часть 1. Роли и ответственность в контексте архитектуры кооперативных ИТС" (ISO 17427-1:2018 "Intelligent transport systems - Cooperative ITS - Part 1: Roles and responsibilities in the context of cooperative ITS architectures", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты", а также будет размещена на официальном смайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Кооперативные интеллектуальные транспортные системы (КИТС) являются многообещающим усовершенствованием интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Применение многочисленных приложений стало возможным благодаря кооперации участников, таких как поставщики услуг и наблюдатели. Данные приложения открывают новые возможности для создания безопасного движения, более эффективного и умного.

Разработки новых и совершенствование действующих технологий направлены на реализацию и поддержку новых услуг и приложений. Однако более эффективное внедрение КИТС с целью достижения большей безопасности и мобильности участников этого процесса должно выйти на новый уровень сотрудничества. Действующие лица, которые до сих пор работали в изоляции, т.е. в так называемых "бункерах", должны будут найти способ реализовать усовершенствованные разработки. Для реализации конкретных услуг могут потребоваться новые инструменты и четкое определение поведения и зон ответственности действующих лиц. В связи с чем общая абстрактная организационная архитектура с описанием ролей, прав и обязанностей конкретных исполнителей является важной предпосылкой для развертывания КИТС.

Отношения внутри организации с описанием функций и обязанностей исполнителей являются важной частью общей архитектуры КИТС, но не самоцелью, а средством достижения наибольшего потенциала в предоставлении услуг КИТС благодаря сотрудничеству субъектов, вовлеченных в работу сектора ИТС. Архитектурная точка зрения, составляющая организационную архитектуру, оказывает значительное влияние на развертывание и внедрение КИТС.

В настоящем стандарте описаны функции и обязанности поставщика услуг высокого уровня и представлено соответствие настоящего стандарта другим стандартам и спецификациям КИТС.

     1 Область применения


Настоящий стандарт предназначен для подробного описания функций (инварианта субъекта) и обязанностей, необходимых для развертывания и эксплуатации кооперативных интеллектуальных транспортных систем (КИТС). Организация работы действующих лиц/исполнения ролей, описанных в настоящем стандарте, разработана таким образом, чтобы соответствовать любой полностью работающей системе, использующей концепции и методы КИТС для обеспечения предоставления своих услуг (см. [1]), при этом описание ролей не зависит от применяемой технологии и, сточки зрения КИТС, от режимов связи, так как включает коммуникации между транспортными средствами, а также транспортные и инфраструктурные коммуникации.

Настоящий стандарт распространяется на все типы дорожного движения различных классов и предназначен для применения теми организациями, которые предоставляют приложения и услуги, использующие методы КИТС.

В настоящем стандарте представлена методология для определения конкретных ролей и соответствующих обязанностей на основе процессно-ориентированного подхода, а также ролей и обязанностей КИТС в целом. Как методология, так и роли, и обязанности для КИТС (см. [2]-[4]) - это эталонная модель открытой распределенной обработки. В рамках открытой распределенной обработки изложены пять точек зрения, из которых точка зрения предприятия соответствует организационной архитектуре, ее ролям и обязанностям.

В настоящем стандарте рассмотрено ядро КИТС, а роли разделены на внешние и внутренние. Внутренними считают все роли, которые наиболее важны для предоставления услуг посредством КИТС; внешними - все роли, участвующие в КИТС, но установленные не только для целей КИТС.

В настоящем стандарте описана высокоуровневая архитектурная точка зрения на КИТС.

Настоящий стандарт предназначен для использования в качестве образца при реализации систем предоставления услуг на базе КИТС и соответствующих организационных структур. Функциональность КИТС позволяет обрабатывать и обмениваться значительным объемом данных/информации при строгом соблюдении конфиденциальности и защиты данных (см. [5]) в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Примечание - Конфиденциальность и защита данных влияют на все роли, установленные в настоящем стандарте, и все участники, исполняющие определенные роли в КИТС, соблюдают требования соответствующих стандартов и правил.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 заинтересованная сторона: Физическое или юридическое лицо, имеющее долю или являющееся участником и наделенное правами в соответствии с его статусом.

2.2 предприятие: Предприятие, использующее в работе кооперативные интеллектуальные транспортные системы, но не ограничивающее свою деятельность исключительно их реализацией.

2.3 внутренний объект: Корпоративный объект, полностью настроенный исключительно в качестве внутреннего механизма полностью для включения или поддержки предоставления услуги посредством кооперативных интеллектуальных транспортных систем.

2.4 действие: Факт или процесс совершения определенного действия.

Пример - Действие предпринимается, как правило, для достижения цели.

2.5

действующее лицо (actor): Организационная единица, исполняющая определенные специальные роли при реализации системы.

[[6], пункт 2.2]

2.6 домен BSDM: Прикладные процессы, осуществляемые в контролируемой среде, состоящей из уровня средств станции ИТС, уровня сетей и транспорта станции ИТС, уровня доступа и объекта управления и объекта безопасности, который придерживается минимального набора принципов и процедур безопасности кооперативных интеллектуальных транспортных систем.

2.7 жизненный цикл данных/процесс: Процесс на основе преобразования элемента данных.

2.8 задача: Действие, выполняемое ролью.

2.9

инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимых для деятельности организации.

Примечание - Кооперативные интеллектуальные транспортные системы специфичны: статическая часть КИТС, включающая датчики, исполнительные механизмы, статические станции (станции) ИТС.


[[7], пункт 3.5.2]

2.10 сервис кооперативных интеллектуальных транспортных систем: Сервис, предоставляющий преимущества получателю услуги.

2.11 станция кооперативных интеллектуальных транспортных систем/станция интеллектуальных транспортных систем: Объект в сети связи, состоящий из приложений, средств, компонентов сети и уровня доступа, которые работают с использованием стандартного уровня безопасности интерфейса беспроводной связи или области управления безопасностью.

2.12 клиент: Объект в сети связи, состоящий из приложений, средств, компонентов сети и уровня доступа, которые работают с использованием стандартного уровня безопасности интерфейса беспроводной связи или в ограниченной области управления безопасностью.

2.13

кооперативные интеллектуальные транспортные системы/КИТС (cooperative-its/c-its): Подмножество общих интеллектуальных транспортных систем, которое передает и обменивается информацией между станциями интеллектуальных транспортных систем для предоставления, обмена или получения данных и рекомендаций или оказания услуг с целью повышения безопасности, устойчивости, эффективности и комфорта за рамками автономных систем.

Примечание - В качестве альтернативы подмножеству КИТС можно рассматривать как "парадигму" в общем составе интеллектуальных транспортных систем.


[[6], пункт 2.1]

2.14 обслуживание в режиме нажатия: Служба интеллектуальных транспортных систем, работающая с данными, поступившими без запроса со стороны субъекта или его системы.

2.15 сервис в режиме отпускания: Сервис интеллектуальных транспортных систем, оперативно запрашивающий данные, необходимые для его работы.

2.16 объект: Модель объекта, характеризующаяся его поведением и двойственным образом его инкапсулированным состоянием, отличным от любого другого объекта, т.е. любое изменение в его состоянии может происходить только в результате внутреннего действия или в результате взаимодействия с окружающей средой.

2.17 оказание услуги/обработка: Определенная функция системы, действующая при определенном наборе данных, в качестве входных данных и при обработке этого набора данных обеспечивающая конкретный результат.

2.18 ответственность: Уровень ответственности для объекта, функции, системы, службы безопасности или установленные обязательства.

Примечание - Ответственность может заключаться в юридически обоснованном назначении действий и ролей.

2.19 открытый ключ/инфраструктура; PKI: Иерархия центров сертификации, позволяющая отдельным лицам и организациям идентифицировать друг друга с целью ведения бизнеса в электронном виде.

2.20 поведение: Совокупность действий, ограниченных временем их действия.

2.21 последовательная обработка: Процесс, основанный на последовательном выполнении действий.

2.22 точка зрения: Точка зрения на систему открытой распределенной обработки и ее среду, которая фокусируется на цели, области применения и политике этой системы.

2.23

приложение (application/app): Программный механизм предоставления некоторых или всех частей определенной услуги.

[[7], пункт 3.2]

2.24

процесс (process): Последовательность задач или набор взаимосвязанных задач, которые преобразуют входные данные в выходные.

[[6], пункт 3.4.1]

2.25 цепочка: Последовательность процессов, ожидающих в фоновом режиме события.

Примечание - При этом некоторые из этих процессов запускают отдельное событие, определяющее очередность процессов.

2.26 роль: Исполнение задачи, соответствие поведению и обязанностям, определяемым действующим лицом.

2.27 система: Набор взаимодействующих или взаимозависимых компонентов, образующих единое целое.

Примечание - Каждая система ограничена организационными, и/или пространственными, и/или временными границами, находится под влиянием окружающей среды и представлена структурой, назначением и функционированием.

2.28 сообщество: Конфигурация объектов, сформированная для достижения цели.

2.29 суброль: Подчиненная роль, состоящая из определенного фрагмента общей роли.

2.30 сценарий: Общее описание действий, совершаемых субъектами.

2.31 услуга: Услуга, предоставляемая действующему лицу.

     3 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КИТС - кооперативные интеллектуальные транспортные системы (cooperative ITS);

ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система (global navigation satellite system);

ИТС - интеллектуальные транспортные системы (Intelligent transport systems, ITS);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs