Действующий

Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в метрополитене

IX. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава

165. При постановке на смотровую канаву подвижной состав должен полностью помещаться внутри здания депо, пункта технического обслуживания подвижного состава (далее - ПТО) не выходя за границы нейтральной вставки контактной сети, либо вагоны состава должны быть расцеплены и установлены на другом пути депо, ПТО. Расположенный на смотровой канаве подвижной состав (отдельно стоящий вагон) не должен перекрывать безопасный проход в канаву.

166. Мойка подвижного состава должна выполняться на установке наружной обмывки или с применением моечных установок.

Запрещается при работе с моечной установкой направлять струю воды на электрошкафы, контактную сеть и другое оборудование, если оно находится под напряжением, а также выполнять работы при нахождении в рабочей зоне людей.

167. При постановке подвижного состава на установку наружной обмывки двери, боковые окна подвижного состава должны быть закрыты, ремонтный и обслуживающий персонал должен находиться в безопасном месте.

168. При использовании моечных установок необходимо следить за рабочим давлением на манометре, состоянием резьбовых соединений и герметичности шлангов. При мойке подвижного состава необходимо использовать дополнительные средства индивидуальной защиты, предусмотренные при эксплуатации данного вида оборудования.

169. Работы на крыше подвижного состава при отсутствии соответствующих ограждений выполняются с применением страховочных систем. При нахождении на крыше подвижного состава запрещается перебегать, перепрыгивать с вагона на вагон.

170. Подъем и опускание кузова вагона подвижного состава должны выполняться в присутствии руководителя работ.

171. После постановки вагона на позицию домкратов его необходимо закрепить с двух сторон тормозными башмаками.

172. Перед подъемом кузова вагона необходимо:

1) отцентрировать домкраты по опорам на раме кузова вагона;

2) на опорные поверхности домкратов положить прокладки из твердых пород дерева толщиной 30-40 мм, совпадающие по площади с опорами на раме кузова вагона;

3) убедиться, что на крыше кузова, внутри кузова и под кузовом нет людей.

173. Перед подъемом кузова вагона домкратами с электрическим приводом должны быть проверены наличие и исправность автоматических ограничителей подъема (концевых выключателей).

174. Подъем (опускание) кузова вагона должен производиться одновременно всеми четырьмя домкратами. Перекос кузова не должен превышать 100 мм на одну сторону вагона, а также допускается выкатка одной тележки с использованием двух домкратов.

Для контроля за подъемом или опусканием домкратами кузова вагона возле домкратов должны находиться выделенные для наблюдения за работой домкратов работники, которые при обнаружении сбоя в работе домкратов или перекоса рамы кузова вагона при подъеме (опускании) должны немедленно подать сигнал для остановки домкратов.

175. При подъеме (опускании) кузова домкратами запрещается:

1) поднимать кузов, если суммарная грузоподъемность домкратов меньше или равна весу тары вагона;

2) поднимать и опускать кузов при наличии в кузове и под кузовом людей;

3) на поднятом кузове выполнять работы, вызывающие раскачивание вагона или передачу ударных нагрузок на домкраты;

4) размещать снятые с вагона подвижного состава узлы и агрегаты, рабочий инструмент на пути движения и в непосредственной близости от передвигаемой тележки;

5) находиться в габарите вагона подвижного состава (в кузове, на крыше и под кузовом) при подъеме (опускании) кузова и выкатке (подкатке) тележек.

176. Ремонт и перемещение тележек, разборка, сборка и перемещение рам тележек, брусьев токоприемника, колесных пар, буксовых узлов и тяговых двигателей должны производиться механизированным способом с применением подъемных сооружений и специальных приспособлений.

177. При выкатке (подкатке) тележек запрещается находиться в канаве под тележкой, на тележке и на пути ее движения, а также размещать узлы и агрегаты, снятые с кузова, инструмент и приспособления в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

178. После выкатки и установки тележек на путях в специально отведенном месте колесные пары тележек необходимо закрепить тормозными башмаками или деревянными клиньями из твердых пород дерева.

179. При ремонте вагона автотормоза должны быть отключены, а воздух из тормозной системы выпущен.

180. Перед разборкой узлов рессорного подвешивания тележек пружины подвесок должны быть разгружены. Испытывать пружины рессорного подвешивания на гидравлических прессах под нагрузкой необходимо с применением защитного кожуха.

181. Перед обточкой колесной пары необходимо для исключения перемещения вагона подвижного состава закрепить тормозными башмаками необтачиваемые колесные пары.

182. Запрещается во время работы станка по обточке колесных пар осуществлять измерения геометрических параметров колесной пары, увеличивать поперечную подачу суппорта до значения, ведущего к остановке колесной пары, заменять режущий инструмент.