Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и предназначен для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.
Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.
Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.
С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Комплекс стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.
Для достижения функциональной безопасности комплекс стандартов ИСО 26262 устанавливает:
a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);
b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта, для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];
c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;
d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;
e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.
Комплекс стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого можно использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).
На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.
Вопросы безопасности тесно связаны с любыми работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся этих работ и их результатов.
На рисунке 1 показана общая структура комплекса стандартов ИСО 26263. В нем для различных стадий разработки изделия используется эталонная V-модель процесса. На рисунке 1:
- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;
- для мотоциклов:
ИСО 26262-12:2018, раздел 8, соответствует требованиям ИСО 26262-3;
ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10, соответствуют требованиям ИСО 26262-4;
- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.
Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.
Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262