Действующий

О направлении методических рекомендаций

5. Рекомендации по организации приема лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий


Организация обеспечивает необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

В ходе приемной кампании Организации рекомендуется вести учет и сопровождение всех абитуриентов с инвалидностью, независимо от того, поступают они по особой квоте, по общему конкурсу или на договорной основе.

Для приема документов, консультирования и проведения вступительных испытаний абитуриентов с инвалидностью в электронной форме посредством электронной информационной системы Организации рекомендуется определить:

- представителя университета, который осуществляет консультирование абитуриентов с инвалидностью по вопросам обучения в Организации, в том числе по вопросам, касающимся специальных условий обучения, созданных в Организации;

- сотрудника приемной комиссии, который осуществляет консультирование по вопросам подачи документов в дистанционном формате, а также регистрацию поступающего, запись на вступительные испытания (при необходимости), формирование личного дела, фиксирует необходимость предоставления специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных образовательных технологий и пр.

- ассистента, который удаленно оказывает техническую помощь абитуриенту с инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей, из числа сотрудников Организации или привлеченных лиц.

В функции ассистента может входить удаленная помощь:

- до начала проведения вступительных испытаний: установка и настройка на компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента необходимого оборудования и программного обеспечения;

- во время вступительных испытаний: запуск необходимого программного обеспечения, контроль за работой программного обеспечения, отправка выполненных заданий;

- в ходе проведения вступительных испытаний: зачитывание заданий, ввод и оформление ответов на задания, общение с преподавателями, проводящими вступительное испытание.

Вступительные испытания проводятся в форме, определяемой Организацией самостоятельно в соответствии с правилами приема.

Материалы вступительных испытаний предоставляются поступающему с инвалидностью в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Продолжительность вступительного испытания для абитуриентов с инвалидностью при необходимости увеличивается, но не более чем на 1,5 часа. Во время проведения вступительного испытания абитуриенту с инвалидностью может быть предоставлен перерыв в рамках времени, отведенного на вступительное испытание, для отдыха, приема пищи или лекарств.

Инструкция по порядку проведения вступительных испытаний и задания вступительных испытаний предоставляется абитуриенту с инвалидностью в форме, адаптированной с учетом особенностей его психофизического состояния здоровья и особенностями восприятия информации.

Инструкция по порядку проведения вступительных испытаний может быть предоставлена в печатной форме (в форме электронного документа), устно, с использованием услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).

Для предоставления заданий вступительных испытаний наиболее универсальным форматом является формат электронного документа, который может быть размещен в электронной информационно-образовательной среде Организации или предоставлен в виде отдельного файла. Задания также могут предоставляться в устной форме и зачитываться ассистентом.

Ответы на задания вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может давать удобным для себя способом:

- в зависимости от индивидуальных особенностей ответы на задания вступительного испытания могут быть даны абитуриентом с инвалидностью как в устной, так и письменной форме;

- при вступительном испытании, проводимом в форме тестирования, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на компьютере в электронной информационно-образовательной среде Организации, письменно шрифтом Брайля или с использованием услуг ассистента, удаленно оказывающего техническую помощь;

- при вступительных испытаниях, проводимых в письменной форме, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на задания на компьютере в форме электронного документа, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента;

- при вступительных испытаниях в форме собеседования абитуриент с инвалидностью может отвечать устно и (или) с использованием услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).

При использовании на вступительном испытании услуг ассистента образовательной организации рекомендуется вести видео- и аудиозапись всей процедуры вступительного испытания.

В качестве системы обеспечения взаимодействия между участниками вступительных испытаний может использоваться программное обеспечение, позволяющее организовать видео-конференц-связь, а также создание и выгрузку записи процедуры вступительных испытаний для их повторного просмотра.

Личное дистанционное рабочее место абитуриента с инвалидностью, находящегося вне образовательной организации, оборудуется самим абитуриентом в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительного испытания.

Во время проведения вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может использовать необходимые ему специальные технические средства и ассистивные программы, перечень которых указывается в заявлении поступающего, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

При проведении вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

- проведение вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью в одной веб-комнате совместно с поступающими, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных поступающих при прохождении вступительных испытаний;

- присутствие в веб-комнате ассистента (ассистентов), оказывающего поступающим с инвалидностью необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).