При реализации электронного обучения для студентов с инвалидностью выделяются несколько составляющих, влияющих на доступность и качество образования:
- средства организации электронного обучения (системы управления контентом, системы управления обучением и т.п.), а именно технические и программные средства, используемые Организацией;
- образовательный контент, который обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, соответствующими основными образовательными программами высшего образования, в том числе адаптированными, электронной информационно-образовательной средой Организации, электронными библиотечными системами, массовыми открытыми онлайн-курсами, ресурсами портала инклюзивноеобразование.рф;
- педагогическое взаимодействие (формы, методы, педагогические технологии и т.п.) и обеспечение коммуникации всех участников учебного процесса посредством различных каналов связи (средства электронной информационно-образовательной среды Организации, электронная почта, мессенджеры, телефон и пр.);
- оценивание образовательных результатов как способы деятельности преподавателя и студентов с инвалидностью, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности, выявляется уровень усвоения учебного материала и формирование компетенций.
Рекомендации по организации образовательного процесса студентов с инвалидностью с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включают:
1) использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий студентов с инвалидностью, т.е. условия универсального дизайна виртуальной образовательной среды;
2) обеспечение студентов с инвалидностью учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья: подбор и разработка электронных образовательных ресурсов должны производиться преподавателями с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы студенты с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ синтеза речи) или с помощью тифлоинформационных устройств; не следует давать текст в форме картинки, поскольку в таком виде он не воспринимается программами синтеза речи, программами экранного увеличения и пр., а видеоматериалы должны обязательно сопровождаться субтитрами;
3) обеспечение сочетания онлайн- и оффлайн-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий педагогического взаимодействия всех участников учебного процесса.
Основными видами учебной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий являются: лекции, реализуемые на различных платформах и в различном формате (вебинар, чат, форум, электронная почта, лекции-презентации и т.д.); практические, семинарские занятия (вебинары, собеседования в чате, задания, проекты, тесты и т.д.); индивидуальные и групповые консультации (электронная почта, чат, форумы, вебинары, мессенджеры); самостоятельная работа обучающегося, в том числе работа с интерактивным образовательным контентом, внешними электронными образовательными ресурсами; текущая и промежуточные аттестации.
При подготовке образовательных материалов для дистанционного обучения студентов с инвалидностью необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и образовательный контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. соответствовали принципам универсального дизайна.
Все образовательные материалы, предоставляемые в электронной информационно-образовательной среде должны соответствовать международному стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility - WCAG). Основные рекомендации для преподавателей и разработчиков по обеспечению доступности информации:
- создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей (увеличенный шрифт, шрифт Брайля на тифлоинформационных устройствах, озвучивание, специальные знаки или упрощенный язык);
- предоставлять альтернативную версию медиаконтентов (аудио- и видеофайлов), использовать титры в качестве дублирования аудиоконтента;
- создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры;
- упростить просмотр и прослушивание контента, отделив важные части от второстепенных: в частности, не следует использовать цвет в качестве единственного визуального средства передачи информации, обозначения действия, запроса на обратную связь или выделения визуального элемента;
- если на веб-странице представлена автоматически проигрываемая аудиозапись продолжительностью более трех секунд, то пользователям должен быть предоставлен механизм для паузы или остановки этой аудиозаписи, или для управления громкостью звука, независимый от управления общей громкостью системы;
- размер шрифта текста, за исключением титров и изображений текста, может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования ассистивных технологий и без потери контента или функциональности;
- визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1;
- текст на изображениях должен использоваться только для оформления или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации;
- следует предусмотреть доступность управления с клавиатуры всей функциональностью контента;
- пользователям необходимо предоставить помощь и поддержку в навигации, поиске контента и в определении их текущего положения на сайте;
- информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными, веб-страницы должны отображаться и функционировать предсказуемым образом.
В используемую Организацией электронную информационно-образовательную среду необходимо встроить плагины специальных возможностей (изменение размера шрифта, установка различных сочетаний цвета текста и фона, увеличенная контрастность, включение/отключение изображений, анимации, озвучивание текста на странице и т.п.).
Для обучающихся, пользующихся программами экранного доступа, использование технологии Flash крайне нежелательно, поскольку подобные программы "не видят" информацию в данном формате.
Следует учитывать, что разные электронные библиотечные системы предоставляют различные возможности получения информации в формах, адаптированных к ограничениям здоровья студентов с инвалидностью:
- имеются версии сайтов, адаптированные для лиц с нарушениями зрения;
- при чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание при помощи программ экранного доступа;