Статус документа
Статус документа

ПНСТ 470-2020 Ресурсосбережение. Термины и определения

Введение


Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с существенными изменениями, внесенными в последние годы нормативно-правовыми актами [1]-[4] и новыми документами программно-целевого планирования [5]-[16].

В связи с выработкой новых подходов в области ресурсосбережения существенным изменениям подвергся понятийно-терминологический аппарат в российском законодательстве. Кроме того, возникла необходимость унификации терминологии в области ресурсосбережения, применяемой в российской нормативной базе, с целью приведения ее в соответствие с нормами международного права.

Разработка настоящего стандарта осуществлялась на основе детального анализа отечественной и зарубежной нормативной правовой базы в области ресурсосбережения, сравнительного анализа понятийно-терминологических аппаратов, принятых в международных нормативных документах государств-участников Содружества Независимых Государств, государств-членов Евразийского экономического союза, стран-членов Европейского союза, стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в международных конвенциях и протоколах, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также подходов, применяемых в Российской Федерации. На этой основе уточнены и выработаны терминологические статьи в области ресурсосбережения, а также дополнен понятийно-терминологический аппарат терминами, не имеющими аналогов в российской нормативной правовой базе.

Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными терминов и определений, которые связаны с ресурсосбережением.

Областью стандартизации является ресурсосбережение, аспектом - термины и определения.

В настоящем стандарте термины систематизированы по четырем основным факторам: ресурсным, производственно-технологическим, экологическим и социально-организационным, - стратегически обоснованным и обеспечивающим при добросовестном документировании и одновременной реализации устойчивость и результативность хозяйственной деятельности в части ресурсосбережения согласно [17]. Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знаний.

Настоящий стандарт разработан с целью совершенствования нормативного обеспечения ресурсосбережения с учетом произошедших изменений в законодательстве Российской Федерации, в т.ч. в части стратегического планирования хозяйственной деятельности.

При внешней достаточности нормативных правовых документов, информация о которых представлена в приложении А, согласно распорядительному документу [15]:

"В полной мере межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие в сфере управления, регулирования и организации деятельности в сфере ресурсосбережения, промышленной обработки, утилизации и обезвреживания отходов не отражены в законодательстве Российской Федерации.

Нормирование в области обращения с отходами сводится лишь к констатации образования, движения и размещения опасных отходов на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как правило, никаких действенных регулятивно-управленческих решений по ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, повышению эффективности деятельности в области обращения с отходами на основании данной документации не принимается. Подавляющая часть отходов IV-V классов опасности направляется в соответствии с утвержденными лимитами их размещения на захоронение".

Сложность стандартизации в области ресурсосбережения сопряжена с разнообразием регулируемых видов ресурсов. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004:

"Ресурсы поддерживают функционирование всех процессов в организации и особенно важны для обеспечения результативной и эффективной деятельности и устойчивого успеха.

Организации следует определить и управлять ресурсами, необходимыми для достижения своих целей, учитывая связанные с ними риски и возможности, а также потенциальные последствия.

Примеры ключевых ресурсов включают в себя:

a) финансовые ресурсы;

b) человеческие ресурсы;

c) знания организации;

d) технику;

e) инфраструктуру, например оборудование, сооружения, энергию и коммуникации;

f) среду для процессов организации;

g) материалы, необходимые для предоставления продукции и услуг;

h) информацию;

i) ресурсы, предоставляемые внешними поставщиками, включая дочерние организации, партнерства и союзы;

j) природные ресурсы.

Организации следует принять необходимые меры по управлению своими процессами для результативного и эффективного использования ресурсов. В зависимости от характера и сложности организации некоторые ресурсы оказывают различное воздействие на устойчивый успех организации.

При рассмотрении потенциальных видов деятельности организации необходимо учитывать доступность и пригодность ресурсов, включая ресурсы, предоставляемые внешними поставщиками, чаще оценивать текущее использование ресурсов для определения возможностей с целью улучшения их использования, оптимизации процессов, а также внедрения новых технологий для снижения уровня рисков".

В настоящем стандарте установлены термины, которые связаны с общей системой требований к рациональному использованию и экономному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Система охватывает стандартизацию ресурсосбережения:

- на стадиях жизненного цикла веществ, материалов, изделий, продукции, в том числе продукции бракованной и с истекшими сроками годности;