Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" [1], Лесном [2] и Земельном [3] кодексах Российской Федерации.
Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Деятельность, связанная с загрязнением земель нефтью и нефтепродуктами, регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации [4]-[7], Приказом Минприроды России [8], другими нормативными документами.
В то же время, несмотря на развитую нормативную базу, до сих пор не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов применение экосистемного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов, устойчивость ландшафтов и др.
В декабре 2012 г. утвержден статистический инструментарий [9].
Необходимость разработки настоящего стандарта возникала в связи с оптимизацией нормативной базы, вызванной изменениями понятийно-терминологического аппарата в российском законодательстве и подходов к рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель. ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" не соответствует терминологии Федерального закона [1], а также положениям Земельного кодекса [3]. Кроме того, за прошедшие 30 лет были детализированы подходы к рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, что также повлияло на понятийно-терминологический аппарат. Например, в настоящее время уделяется внимание восстановлению и сохранению биологического разнообразия при проведении работ по рекультивации земель.
При разработке стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, а также изучен зарубежный опыт в заявленной области, что позволило уточнить применяемые в законодательной базе термины с соответствующими определениями, а также разработать соответствующие термины, аналоги которых отсутствуют в действующем законодательстве. Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными терминов и определений, которые связаны с рекультивацией нарушенных и нефтезагрязненных земель.
Областью стандартизации является охрана окружающей среды, объектом стандартизации - рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель, аспектом стандартизации - термины и определения.
В настоящем стандарте установлены термины и определения, систематизированные по четырем отдельным подразделам, что призвано облегчить использование стандарта субъектами хозяйственной деятельности.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
В алфавитном указателе термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.