Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58837-2020 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизированного управления. Общие принципы проектирования

Введение


Системы автоматизированного управления предназначены для частичного либо полного решения задач управления транспортными средствами категорий М и N согласно [1], обладающих уровнями автоматизации 1-5 по ГОСТ Р 58823, и принятия своевременных решений по применению управляющих воздействий (водителем или автоматически, в зависимости от уровня автоматизации и окружающих условий) на органы управления рассматриваемого транспортного средства, в частности рулевого управления, управления скоростью, а при необходимости - для автоматического устранения допущенных водителем ошибок при осуществлении управляющих воздействий с целью повышения безопасности дорожного движения.

Системы автоматизированного управления осуществляют следующие функции:

- информирование водителя рассматриваемого транспортного средства, оснащенного системой автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, о наличии на требуемом направлении движения подвижных и неподвижных препятствий, предупреждение о действующих для рассматриваемого транспортного средства дорожных знаках, сигналах светофора и линиях дорожной разметки, требования которых необходимо учесть для соблюдения [2] и обеспечения безопасности дорожного движения;

- при несоблюдении водителем рассматриваемого транспортного средства, оснащенного системой автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, данных предписаний и требований или при выявлении предпосылок к совершению дорожно-транспортных происшествий, обусловленных действиями или бездействием водителя рассматриваемого транспортного средства и/или других водителей, - изменение скорости и/или направления движения рассматриваемого транспортного средства для достижения состояния минимального риска;

- для систем автоматизированного управления уровня 5 в соответствии с ГОСТ Р 58823 обеспечение решения всех задач управления рассматриваемым транспортным средством в любых дорожных, географических, климатических и прочих условиях, при которых водитель был бы способен эффективно и безопасно управлять рассматриваемым транспортным средством.

Системы автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 функционируют в рамках ограничений, определенных в ГОСТ Р 58823, и не освобождают водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На таких транспортных средствах водитель постоянно должен быть готов принять на себя решение задач управления рассматриваемым транспортным средством во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Главным критерием при разработке новых систем и технологий является повышение уровня безопасности и удобства в использовании этих систем. В настоящем стандарте определены базовые принципы для проектирования и разработки систем автоматизированного управления транспортными средствами.

Системы активной безопасности транспортных средств являются переходной стадией, необходимой для апробации подсистем, входящих в состав систем автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, перед их применением в системах автоматизированного управления с уровнем автоматизации 5 (полная автоматизация задачи управления движением). Переход к системе уровня автоматизации 5 рекомендуется осуществлять не ранее, чем каждая из входящих в ее состав подсистем будет протестирована, внедрена и апробирована в процессе массовой эксплуатации транспортных средств с системами автоматизированного управления с уровнями автоматизации 1-4.

В случаях, когда управление рассматриваемым транспортным средством вызывает у системы автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823 затруднения либо возникают сомнения в ее способности осуществить задачи управления при соблюдении всех условий безопасности дорожного движения в сложившейся дорожной обстановке, система автоматизированного управления должна выдать запрос водителю или пользователю, готовому к осуществлению резервного варианта выполнения задачи управления, для выполнения им задач управления. Для анализа подобных ситуаций целесообразно регистрировать подобные ситуации в бортовом устройстве регистрации событий рассматриваемого транспортного средства и, при наличии согласия пользователя, передавать информацию о них в дилерские сервисные центры для последующего анализа разработчиками систем автоматизированного управления и систем активной безопасности.

Приведенные в настоящем стандарте принципы относятся преимущественно к системам автоматизированного управления в целом, а не к ее конкретным подсистемам или компонентам. Если приведенные положения будут противоречить принципам, приведенным в стандартах на отдельные подсистемы и компоненты систем автоматизированного управления, то при проектировании следует руководствоваться последними.