Подходы к оценке инновационного менеджмента обычно связаны с оценками, выполняемыми с помощью контрольного перечня (или по результатам бенчмаркинга). Контрольные перечни должны содержать список вопросов, на которые необходимо ответить при проведении оценки и внедрении системы инновационного менеджмента. Результаты бенчмаркинга должны основываться на результатах оценки группы внутренних или внешних экспертов, что позволит обеспечить прозрачность инновационной деятельности организации и ее конкурентоспособность.
Таблица 2 - Возможные подходы к оценке инновационного менеджмента
IMAПоказатели | Варианты применения показателей IMA-оценки | |||||
Цель | Соответствие плановым показателям | Создание ценности за счет усовершенствованного инновационного менеджмента | Повышение возможностей инновационного менеджмента | |||
Охват (границы) | Отдельная структурная единица организации | Несколько подразделений в рамках одной организации | Предприятие с несколькими филиалами | |||
Оцениваемые объекты (фокус) | Фокус на единичный элемент | Все элементы | ||||
Проведение экспертизы | Внутренние эксперты | Внешние эксперты | ||||
Сбор данных | Вторичное исследование | Серия интервью | Онлайн-опрос | |||
Средства для сбора данных | В ручном режиме | В автоматическом режиме | ||||
Типы данных | В качественном выражении | В количественном выражении | ||||
Инструменты анализа данных | В ручном режиме | Инструментальная поддержка | Полностью автоматическая | |||
Типы ссылок | До и после проведения | Реальный/целевой | Наилучшие практики (бенчмарк) | |||
Типы сравнений | Предыдущая IМА-оценка (оценки) | Корреляционный анализ | Бенчмаркинг | |||
Интерпретация данных | Нормативная | Ненормативная | ||||
Вывод результатов IMA-оценки | Сильные/сла- | Выявленные недостатки | Рекомендации по совершенствованию | |||
Формат вывода результатов IМА-оценки | Обзор | Инструментальная поддержка | Подробный отчет | |||
Рекомендации по результатам IМА-оценки | Для повышения качества инновационного менеджмента | Для повышения качества IМА-оценки | Для оцененного улучшения работы организации |
Независимо от того, выполняется ли IMA-оценка на основе контрольного перечня или по результатам бенчмаркинга, ее можно выполнять с использованием указанных показателей (см. таблицу 2).
- Показатель "Цель IMA-оценки" будет определяться в первую очередь при планировании IMA-оценки. Область его применения и, как следствие, задаваемые вопросы будут различаться в зависимости от того, ориентирована ли IMA-оценка на выполнение поставленных задач, или на ценность, обусловленную совершенствованием инновационного менеджмента, или же на совершенствование возможностей организации в части инновационного менеджмента.
- Показатель "Охват (границы) IМА-оценки" относится к структурной единице организации, определяемой либо на основании общего отчета о финансовых результатах, либо на основании годового отчета о результатах ее деятельности. В рамках рассматриваемого структурного подразделения все факторы успеха инновационного менеджмента будут приниматься в расчет при IMA-оценке для отражения их взаимозависимости;
- Выбор показателя "Оцениваемые объекты (фокус)" будет гарантировать, что результаты IMA-оценки отражают все взаимозависимости, например применительно к инновационной стратегии, инновационной культуре, инновационному лидерству, инновационным процессам организации и т.п.; только после этого считается, что соответствующие первопричины/основания для совершенствования инновационного менеджмента организации определены.
- Оценивая показатель "Проведение экспертизы", организация принимает взвешенное решение относительно оценки качества, доступности и независимости своих внутренних ресурсов. Рекомендации сторонней организации могут вызывать большее доверие и влиять на реализацию необходимых усовершенствований инновационного менеджмента.
- Показатель "Сбор данных" определяет выбор той или иной области применения IMA-оценки, а также доступность данных, необходимых для этой оценки.
- Выбор показателя "Средства для сбора данных" [особенно в случае малых и средних предприятий (SME)] достаточно прост, поскольку существуют надежные онлайн-средства, предоставляющие подробные информационные анкеты, в которых отражаются взаимозависимости, например между инновационной стратегией, инновационной организацией и инновационной культурой, инновационными процессами, а также предоставляющие сведения об эффективности инновационного менеджмента организации в виде структурированного отчета.
- Показатель "Типы данных" обычно используют в сочетании с оценкой эффективности и результативности инновационного менеджмента в организации (в сочетании количественных и качественных показателей).
- Выбор показателя "Инструменты анализа данных" будет полностью автоматизирован при использовании предлагаемых онлайн-средств IMA-оценки, однако успешная интерпретация результатов IMA-оценки будет зависеть от уровня амбиций организации, конкурентного/внешнего сопротивления изменениям, имеющихся ресурсов и возможностей внесения соответствующих изменений.
- Выбор показателей "Типы ссылок" и "Типы сравнений" зависит от доступа организации к справочным данным. При первом выполнении IMA-оценки в организации ее внутренние данные будут недоступны. При этом в качестве справочных данных можно использовать те или иные задачи или внешние исходные данные.
- Показатель "Интерпретация данных" в идеальном случае определяет те меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего совершенствования инновационного менеджмента, однако этот показатель также может характеризовать и возможности, и прогнозировать последствия принятия тех или иных мер.
- Показатель "Формат вывода результатов IMA-оценки" определяет, какие типы имеющих практическую ценность выходных данных требуются на определенном уровне иерархии в организации для достижения необходимой информационной открытости и влияния IMA-оценки.
- Показатель "Рекомендации по результатам IMA-оценки" характеризуют всю область охвата (границы) IMA-оценки. Данные рекомендации могут влиять как на саму оцениваемую организацию, так и на их сети создания ценности.
5.2.1 Критерии эффективности инновационного менеджмента
Для каждого из факторов успеха инновационного менеджмента, таких как инновационная стратегия, инновационная организация и инновационная культура, инновационные процессы, факторы, способствующие инновациям и инновационные результаты, критерии эффективности могут содержать количественные и качественные показатели. Если количественные показатели позволяют проводить численный анализ, то качественные показатели благодаря своей глубине и разнообразию способны их дополнять.
Критерии эффективности выбирают исходя из возможности получения полной картины (заключений) о влиянии инновационного менеджмента на создание для организации ценностей, обусловленных инновациями. Последнее может быть определено, например по шкале ценностей, посредством:
- роста:
- доходов от инноваций;
- прибыли от инноваций;
- доли рынка за счет инноваций;
- числа сотрудников организации;
- территориального охвата за счет инноваций;
- числа бенефициаров (например, общественных хозяйствующих субъектов или организаций государственного сектора), что достигается за счет инновационных предложений;