Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59062-2020/ISO/TR 56004:2019 Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания

     5.2 Понимание различных подходов к оценке инновационного менеджмента


Подходы к оценке инновационного менеджмента обычно связаны с оценками, выполняемыми с помощью контрольного перечня (или по результатам бенчмаркинга). Контрольные перечни должны содержать список вопросов, на которые необходимо ответить при проведении оценки и внедрении системы инновационного менеджмента. Результаты бенчмаркинга должны основываться на результатах оценки группы внутренних или внешних экспертов, что позволит обеспечить прозрачность инновационной деятельности организации и ее конкурентоспособность.

Таблица 2 - Возможные подходы к оценке инновационного менеджмента

IMAПоказатели
-оценки

Варианты применения показателей IMA-оценки

Цель
IMA-оценки

Соответствие плановым показателям

Создание ценности за счет усовершенствованного инновационного менеджмента

Повышение возможностей инновационного менеджмента

Охват (границы)
IMA-оценки

Отдельная структурная единица организации

Несколько подразделений в рамках одной организации

Предприятие с несколькими филиалами

Оцениваемые объекты (фокус)

Фокус на единичный элемент

Все элементы

Проведение экспертизы

Внутренние эксперты

Внешние эксперты

Сбор данных

Вторичное исследование

Серия интервью

Онлайн-опрос

Средства для сбора данных

В ручном режиме

В автоматическом режиме

Типы данных

В качественном выражении

В количественном выражении

Инструменты анализа данных

В ручном режиме

Инструментальная поддержка

Полностью автоматическая

Типы ссылок

До и после проведения

Реальный/целевой

Наилучшие практики (бенчмарк)

Типы сравнений

Предыдущая IМА-оценка (оценки)

Корреляционный анализ

Бенчмаркинг

Интерпретация данных

Нормативная

Ненормативная

Вывод результатов IMA-оценки

Сильные/сла-
бые стороны

Выявленные недостатки

Рекомендации по совершенствованию

Формат вывода результатов IМА-оценки

Обзор

Инструментальная поддержка

Подробный отчет

Рекомендации по результатам IМА-оценки

Для повышения качества инновационного менеджмента

Для повышения качества IМА-оценки

Для оцененного улучшения работы организации


Независимо от того, выполняется ли IMA-оценка на основе контрольного перечня или по результатам бенчмаркинга, ее можно выполнять с использованием указанных показателей (см. таблицу 2).

- Показатель "Цель IMA-оценки" будет определяться в первую очередь при планировании IMA-оценки. Область его применения и, как следствие, задаваемые вопросы будут различаться в зависимости от того, ориентирована ли IMA-оценка на выполнение поставленных задач, или на ценность, обусловленную совершенствованием инновационного менеджмента, или же на совершенствование возможностей организации в части инновационного менеджмента.

- Показатель "Охват (границы) IМА-оценки" относится к структурной единице организации, определяемой либо на основании общего отчета о финансовых результатах, либо на основании годового отчета о результатах ее деятельности. В рамках рассматриваемого структурного подразделения все факторы успеха инновационного менеджмента будут приниматься в расчет при IMA-оценке для отражения их взаимозависимости;

- Выбор показателя "Оцениваемые объекты (фокус)" будет гарантировать, что результаты IMA-оценки отражают все взаимозависимости, например применительно к инновационной стратегии, инновационной культуре, инновационному лидерству, инновационным процессам организации и т.п.; только после этого считается, что соответствующие первопричины/основания для совершенствования инновационного менеджмента организации определены.

- Оценивая показатель "Проведение экспертизы", организация принимает взвешенное решение относительно оценки качества, доступности и независимости своих внутренних ресурсов. Рекомендации сторонней организации могут вызывать большее доверие и влиять на реализацию необходимых усовершенствований инновационного менеджмента.

- Показатель "Сбор данных" определяет выбор той или иной области применения IMA-оценки, а также доступность данных, необходимых для этой оценки.

- Выбор показателя "Средства для сбора данных" [особенно в случае малых и средних предприятий (SME)] достаточно прост, поскольку существуют надежные онлайн-средства, предоставляющие подробные информационные анкеты, в которых отражаются взаимозависимости, например между инновационной стратегией, инновационной организацией и инновационной культурой, инновационными процессами, а также предоставляющие сведения об эффективности инновационного менеджмента организации в виде структурированного отчета.

- Показатель "Типы данных" обычно используют в сочетании с оценкой эффективности и результативности инновационного менеджмента в организации (в сочетании количественных и качественных показателей).

- Выбор показателя "Инструменты анализа данных" будет полностью автоматизирован при использовании предлагаемых онлайн-средств IMA-оценки, однако успешная интерпретация результатов IMA-оценки будет зависеть от уровня амбиций организации, конкурентного/внешнего сопротивления изменениям, имеющихся ресурсов и возможностей внесения соответствующих изменений.

- Выбор показателей "Типы ссылок" и "Типы сравнений" зависит от доступа организации к справочным данным. При первом выполнении IMA-оценки в организации ее внутренние данные будут недоступны. При этом в качестве справочных данных можно использовать те или иные задачи или внешние исходные данные.

- Показатель "Интерпретация данных" в идеальном случае определяет те меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего совершенствования инновационного менеджмента, однако этот показатель также может характеризовать и возможности, и прогнозировать последствия принятия тех или иных мер.

- Показатель "Формат вывода результатов IMA-оценки" определяет, какие типы имеющих практическую ценность выходных данных требуются на определенном уровне иерархии в организации для достижения необходимой информационной открытости и влияния IMA-оценки.

- Показатель "Рекомендации по результатам IMA-оценки" характеризуют всю область охвата (границы) IMA-оценки. Данные рекомендации могут влиять как на саму оцениваемую организацию, так и на их сети создания ценности.

5.2.1 Критерии эффективности инновационного менеджмента

Для каждого из факторов успеха инновационного менеджмента, таких как инновационная стратегия, инновационная организация и инновационная культура, инновационные процессы, факторы, способствующие инновациям и инновационные результаты, критерии эффективности могут содержать количественные и качественные показатели. Если количественные показатели позволяют проводить численный анализ, то качественные показатели благодаря своей глубине и разнообразию способны их дополнять.

Критерии эффективности выбирают исходя из возможности получения полной картины (заключений) о влиянии инновационного менеджмента на создание для организации ценностей, обусловленных инновациями. Последнее может быть определено, например по шкале ценностей, посредством:

- роста:

- доходов от инноваций;

- прибыли от инноваций;

- доли рынка за счет инноваций;

- числа сотрудников организации;

- территориального охвата за счет инноваций;

- числа бенефициаров (например, общественных хозяйствующих субъектов или организаций государственного сектора), что достигается за счет инновационных предложений;