Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59062-2020/ISO/TR 56004:2019 Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания

     7.7 Подготовка к выполнению оценки инновационного менеджмента


При подготовке к выполнению IMA-оценок необходимо разъяснять следующие критические факторы успеха, чтобы каждый сотрудник организации или ее коллектив, ответственные за успешность реализации IMA-оценок, имели:

- Заинтересованность руководства высшего звена организации: Эта заинтересованность должна быть в отношении выполнения IMA-оценок, а также в отношении внесения необходимых усовершенствований в инновационный менеджмент. Руководство высшего звена организации должно публично заявлять о своей заинтересованности и поддержке качественных изменений.

- Общее понимание стимула и целей выполнения IMA-оценок: Все заинтересованные стороны, участвующие в выполнении IMA-оценок, должны иметь общее понимание причин и стратегических целей инициализации этих оценок.

- Круг полномочий и область охвата IMA-оценок: Как ожидается, коллектив, ответственный за выполнение IMA-оценок, должен обладать кругом полномочий и иметь область охвата IMA-оценок. Для ясности среди всех заинтересованных сторон может быть также установлено, что не будет входить в область охвата IMA-оценок.

- Ясность в отношении конкретного подхода к IMA-оценкам: Решение относительно выбора конкретного подхода к IMA-оценкам должно определяться давлением на организацию со стороны конкурентов и должно быть направлено на совершенствование инновационного менеджмента организации, уточнение его стратегических задач, прогнозируемого уровня детализации, накопление опыта коллектива по IMA-оценкам с использованием приоритетного подхода, повышение возможностей, времени внедрения и доступности выбранного подхода. Выбранный коллектив может разработать свой собственный подход или же выбрать тот подход, который уже доказал свою эффективность. Даже в тех случаях, когда организация выбирает собственную разработку и выполнение оценок, для концентрации усилий на намеченные цели и максимизации добавленной стоимости от IMA-оценок целесообразно привлекать к ним независимых и компетентных консультантов или руководителей. Предполагается, что подобное решение будет документировано и детализировано в техническом задании на выполнение IMA-оценок, с указанием необходимого уровня детализации и информационной открытости, с целью подготовки и выполнения IMA-оценок.

- Четкость в отношении исполнения установленных сроков, ключевых этапов и бюджета: В зависимости от давления, оказываемого на организацию конкурентами, необходимо определить ее стратегические цели, доступные бюджетные средства, сроки и этапы сбора/анализа данных и разработки плана мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента. Согласованный рабочий план мероприятий будет способствовать внедрению IMA-оценок.

- Использование коммуникативного подхода для подготовки и вовлечения заинтересованных сторон: Ожидается, что данные IMA-оценки будут доведены до всех заинтересованных сторон, с указанием стратегической задачи, ожидаемых выгод, их объема; выбранного подхода; коллектива, привлекаемого к подготовке и выполнению самих оценок (включающего привлеченных сторонних экспертов); планируемой поддержки со стороны руководителей младшего и среднего звена, сотрудников и других заинтересованных сторон. Также целесообразно определить ответственного за обмен информацией, частоту проведения этого обмена (например, в начале цикла, по окончании сбора данных, по окончании анализа данных, после согласования мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента), а также установить время связи. Агитация за выполнение IMA-оценок на всех уровнях организации является жизненно важным условием для их успешной реализации. Согласованная схема информационного обмена и коммуникационный план будут способствовать своевременной коммуникации всех вовлеченных сотрудников организации.

- Управления рисками: Целесообразно определить и задокументировать все потенциальные риски, которые могут возникать при успешном выполнении IMA-оценки, а также соответствующие стратегии по снижению этих рисков. Все это должно соответствовать общему подходу организации к уровням и подходам к снижению рисков. Согласованный план управления рисками, включая механизмы эскалации, будет обеспечивать необходимую информационную открытость успеха IMA-оценок.

- Твердая уверенность сотрудников организации в необходимости улучшений: Ожидается, что руководители и сотрудники организации, ответственные за развитие и внедрение инновационного менеджмента, возьмут на себя официальные обязательства по поддержке IMA-оценок, а также по принятию в будущем необходимых мер по дальнейшему повышению эффективности инновационного менеджмента.

- Подготовка к сбору данных: На основе выбранного подхода должны быть определены необходимые данные. Организация должна решить, какие данные будут использоваться для сравнения: внутренние данные (ранее полученные или определенные самостоятельно) либо внешние данные (данные из той же отрасли, национальные, международные, глобальные, данные организации аналогичного размера/возраста). После этого в зависимости от выбранных эталонных данных может быть определена и оценка, что обеспечит возможность измерения всех данных с количественной или качественной точки зрения. При желании может быть разработана соответствующая анкета. У проверенных на практике средств IMA-оценки имеются собственные анкеты-вопросники, которые однако могут нуждаться в адаптации. Определенных респондентов необходимо проинформировать о способе и времени заполнения анкет, а также запросить у них согласие на интервью. Для сбора дополнительных данных по результатам "кабинетных" исследований следует определить их источники. В плане сбора данных необходимо указать все виды работ, включая обязанности респондентов.

- Необходимые вспомогательные материалы: На этапе подготовки к сбору данных необходимо определить и приготовить все необходимые вспомогательные материалы (таблицы, вопросники, файлы, базы данных). Для бесперебойного выполнения IMA-оценок важно связать каждый источник данных с общей таблицей/базой данных, где данные будут описаны количественно или качественно.

- План распространения результатов IMA-оценок: Перед выполнением IMA-оценок должны быть разработаны стратегия и рекомендуемые/согласованные меры для распространения результатов среди руководства и сотрудников организации. Уровень детализации в информационных сообщениях следует определять для каждой группы заинтересованных сторон.