О направлении вопросов-ответов

Приложение

     

Вопросы-ответы в части правового регулирования практической подготовки обучающихся



Сокращения:


Федеральный закон N 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон N 403-ФЗ - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Положение, приказ N 885/390 соответственно - Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59778);

Приказ N 1383 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 N 1383 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный N 40168);

ВО - высшее образования;

СПО - среднее профессиональное образование;

Форма договора о практической подготовке обучающихся - примерная форма Договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (утверждена приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390).

Вопрос N 1:


В каких документах отражать, что данная часть образовательной программы проводится в форме практической подготовки - в рабочих программах дисциплин, программах практик или лучше сделать отдельный документ приложением к образовательной программе, где будет выписана вся практическая подготовка?

Ответ:


Согласно Положению образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункты 4, 5, 6).

Законодательство Российской Федерации об образовании не устанавливает количества часов на реализацию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ в форме практической подготовки. В учебном плане образовательная организация самостоятельно отражает реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки. Например, все практические занятия по дисциплине (практикумы, лабораторные работы и т.п.) проводятся в форме практической подготовки или часть из них.

В рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении практических занятий (практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности) необходимо предусмотреть практическую подготовку в виде выполнения отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Вопрос N 2:


Отменяемый приказом N 885/390 приказ N 1383 единственный, где звучало понятие "программы практик". Теперь исходя из звучания определения образовательной программы в Федеральном законе N 273-ФЗ должны ли мы переименовать программы практик в рабочие программы практик?

Ответ:


В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных указанным федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Практика является одним из компонентов образовательной программы, в связи с чем в образовательной организации должна быть утверждена рабочая программа соответствующей практики.

Вопрос N 3: