Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году
Во всех организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Организация (школа), общеобразовательная программа), в том числе учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, учебный год начался в очной форме с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм, которые установлены Роспотребнадзором.
Оснащение школ санитайзерами, обеззараживающими рециркуляторами, соблюдение особых организационных мер профилактики (термометрия на входной группе, рассадка, особый график организации занятий, схема рассадки, ограничение доступа в Организации), а также применение мер индивидуальной защиты как для обучающихся, так и для работников Организации (педагогов, учебно-вспомогательного персонала и иных) позволяют минимизировать вероятность распространения не только новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но и ОРВИ-инфекций, характерных для осеннего и весеннего периодов.
В условиях системного использования указанных мер профилактики и оперативного реагирования на отдельные случаи заболеваний как со стороны школ, так и со стороны медицинских организаций резкое ухудшение эпидемиологической ситуации не ожидается.
В то же самое время сценарии, при которых складывается высокая вероятность массовых вспышек заболеваемости, полностью исключить нельзя.
При появлении признаков наступления такого сценария для принятия на местах (в субъектах Российской Федерации и муниципальных районах и городских округах) решений, связанных с изменением режима деятельности Организаций, важно оценивать как риски, связанные со здоровьем детей и педагогов, так и имеющиеся технологические и социальные условия, при которых может быть организована реализация общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, а значит, снижают потенциальный ущерб здоровью и благополучию обучающихся и работников школ.
При организации образовательного процесса в Организации необходимо соблюдать нормативные правовые акты, утверждающие санитарно-эпидемиологические требования для Организаций, и рекомендации, ранее разработанные Минпросвещения России совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), а также Минздравом России и направленные в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (перечень прилагается):
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г., регистрационный N 38528);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2008 г., регистрационный N 12085);
письмо от 13 марта 2020 г. N СК-150/03 "Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях" (совместное письмо с Роспотребнадзором);
письмо от 12 августа 2020 г. N ГД-1192/03; N 02/16587-2020-24 "Об организации работы образовательных организаций в 2020-2021 учебном году" (совместное письмо с Роспотребнадзором).
В указанных документах закреплена обязанность школы изолировать классы и педагогов, у которых выявлены признаки ряда инфекционных заболеваний. Однако вместе с этим необходимо организовать для этих классов обучение в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Переход должен быть осуществлен быстро и эффективно. В условиях дистанционного обучения школа должна решать не только задачи обучения и воспитания, но и сохранять контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (далее - родители), обеспечить поддержку разных групп обучающихся и, конечно, перестроить решение текущих задач управления.
Ключевые моменты в случае перехода реализации основных общеобразовательных программ с широким применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При реализации общеобразовательных программ в период использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий важно учитывать трудности и проблемы, выявленные ранее, на первом этапе пандемии.
В Организации должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательных отношений по реализации основных образовательных программ посредством сети Интернет. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается в Организации соответствующими средствами ИКТ и компетенциями работников, использующих и поддерживающих ее.
Дистанционное обучение не должно увеличивать нагрузку на обучающихся, педагогов и родителей. Необходимо опираться на апробированные схемы и подходы, в первую очередь использовать образовательные онлайн-платформы в сети Интернет, специально созданные для взаимодействия педагогов и обучающихся, цифровые технологии в обычной практике, расширять применение таких IT-решений и получать о них обратную связь. Применение уже освоенных обучающимися и педагогами в обычной работе источников контента, сервисов и инструментов сделает срочный переход в дистанционный режим менее болезненным.
Необходимо предпринять все усилия к недопущению неравенства обучающихся из-за технических или других ограничений дистанционного обучения. Обучающиеся должны иметь возможности учиться, даже если им недоступен стабильный Интернет или отсутствуют цифровые устройства (компьютер, планшет и иные). Необходимо выявить и поддерживать наиболее уязвимые категории обучающихся и их семьи.
Родители обучающихся опасаются снижения качества обучения, поэтому будут более требовательными к школе. Необходимо сделать работу педагога максимально прозрачной, взаимодействие с родителями - оперативным и конструктивным: важно своевременно сообщать родителям о результатах обучения, разъяснять им принципы оценивания и существующие проблемы, имеющиеся у обучающегося.